Восемнадцатый выпуск Библиообзора, посвящен различным аспектам российской истории начала XX века.

В выпуске:

1. Константин Николаевич Леонтьев. Дипломатические донесения, письма, записки, отчеты (1865 - 1872). М., РОССПЭН, 2003.
2. Россия. Хроника основных событий IX-XX века. М.: РОССПЭН, 2002.
3. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг). М.: Духовная библиотека, 2002.
4. Последняя война императорской России / Под ред. О.Р. Айрапетова. М.: Три квадрата, 2002.
5. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: "Основы органического мировоззрения" и статьи о солидаризме / Сост., вступит. ст. и коммент. В.В. Сапова. М.: Посев, 2003.

 

Константин Николаевич Леонтьев.
Дипломатические донесения, письма, записки, отчеты (1865 - 1872).
М., РОССПЭН, 2003. - 528 с

ФИЛОСОФ И ДИПЛОМАТ

В нынешнем году издательство "РОССПЭН" выпустило сборник дипломатических донесений, писем, записок и отчетов К.Н. Леонтьева, относящихся к 1865-1872 гг. Большая часть вошедших в рецензируемую книгу документов публикуется впервые. Заслуга обнаружения этих материалов принадлежит К.М. Долгову, автору монографии и нескольких статей о творчестве Леонтьева.

Во вступительной статье к сборнику под заглавием "Генезис дипломата", написанной Долговым в соавторстве с А.В. Торкуновым, характеризуется внешнеполитическая обстановка, в которой протекала служба К. Леонтьева на Востоке, рассматриваются и достаточно подробно анализируются составленные будущим автором "Византизма и славянства" дипломатические документы, приводятся хорошо известные исследователям (но далеко не всем читателям) факты из биографии русского мыслителя.

К сожалению, эта статья не свободна от некоторых ошибок. Так, на с. 16 говорится, что в 1851 г. Леонтьев опубликовал комедию "Женитьба по любви" и роман "Булавинский завод". Но ни в 1851-м, ни в последующие годы (вплоть до настоящего времени) эти произведения не печатались, а "Булавинский завод" даже не был дописан Леонтьевым до конца. Кроме того, упоминаемые далее повести "Немцы" и "Благодарность" представляют собой не два разных произведения, а одно. Под названием "Благодарность" ранняя повесть К. Леонтьева "Немцы" была опубликована в литературном отделе газеты "Московские ведомости" в 1854 г.

В своей статье К.М. Долгов и А.В. Торкунов касаются и различных аспектов общественно-политических воззрений К.Н. Леонтьева в 50-е-60-е годы XIX столетия. Они утверждают, что горячим патриотом России и убежденным монархистом этого русского мыслителя сделал опыт Крымской войны (с. 18). Согласиться с данным тезисом трудно: патриотом Леонтьев стал благодаря семейному воспитанию, урокам, преподанным ему матерью, а в монархиста он превратился только после второго в его жизни "умственного перелома" (он совершился в конце 1861 - конце 1863 гг.), приведшего его в стан консерваторов. До этого, с начала 1850-х годов, Леонтьев действительно был приверженцем либерально-демократических идей и сочувствовал "великим республикам", однако предположение, что именно Крымская война сделала Леонтьева монархистом, требует веских доказательств, которых исследователи в указанной статье не предоставляют.

По мнению Долгова и Торкунова, Леонтьев, поначалу очарованный Великими реформами, проводимыми правительством Александра II, очень скоро в них разочаровался (с. 16). Данное утверждение, как и предыдущее, повисает в воздухе, не очень понятно, о каких конкретно сроках идет речь. В своих работах второй половины 1860-х годов, например в статье "Грамотность и народность", Леонтьев в целом весьма положительно высказывался о либеральных преобразованиях, проводившихся в России, особенно о крестьянской реформе. Можно сказать, что до начала 1870-х годов он практически не сомневался в том, что преобразования принесут его стране существенную пользу, будут способствовать усилению ее культурной самобытности. Только после посещения России на рубеже 1868-1869 гг. у Леонтьева появились сомнения в перспективах либеральных реформ. Окончательное в них разочарование произошло только по возвращении мыслителя с Востока в 1874 г.

В статье говорится о том, что Леонтьев резко негативно относился к "православным на Востоке" (с. 23). Это утверждение тоже не вполне соответствует реальному положению вещей, ибо сами авторы далее пишут, что Леонтьев "очень сочувственно относился к болгарам, стремился помогать им" (с. 26). В действительности негативные эмоции последний испытывал только к высшим слоям местного христианского общества, так называемым "приматам", которых, как отмечают сами исследователи, он "презирал за их мелочность, торгашество, бездуховность, продажность, подражание Западу" (с. 19). При этом, кстати, Леонтьев, по долгу своей консульской службы, старался как можно более эффективно представлять и защищать их интересы перед лицом турецких властей. Что же касается балканского простонародья, то русский мыслитель питал к нему огромную и искреннюю симпатию, нашедшую выражение в его художественных произведениях, посвященных Востоку.

По мнению К.М. Долгова и А.В. Торкунова, в своих дипломатических донесениях Леонтьев намечал идеи социальной дифференциации и расслоения, ненависти и презрения к эгалитарно-либеральному прогрессу и различным формам европейской жизни, превосходства восточных форм общественного и государственного устройства, и т.д. (с. 32, 59). С этой оценкой следует согласиться с той оговоркой, что вышеперечисленные идеи Леонтьев в 1860-е годы высказывал не только в дипломатических донесениях, но и в письмах, статьях (в то время еще немногочисленных), художественных произведениях, а в полной мере развил их лишь в 1870-е - 80-е годы, после обращения к глубинному, "личному" православию, которое произошло в 1871 г.

Вполне обоснованным представляется заключительный вывод статьи "Генезис дипломата": "дипломатическая деятельность Константина Леонтьева … способствовала выработке наиболее важных понятий, категорий, отношений, которые составят мощный интеллектуальный пласт дальнейшего художественного, социально-политического, религиозного, нравственно-эстетического творчества выдающегося русского мыслителя" (с. 60).

Теперь о документах, опубликованных в рецензируемом издании. Их ценность бесспорна для специалистов, изучающих как "дипломатический" период жизни русского мыслителя, так и внешнюю политику империи на Востоке, историю балканских стран и русско-балканских связей. Для печати составители стремились отобрать наиболее значимые и важные материалы, касающиеся дипломатической деятельности К. Леонтьева. Различные ее стороны на страницах рассматриваемой книги представлены весьма широко. Однако, на наш взгляд, было бы чрезвычайно полезно поместить в сборник крайне важную для понимания общественно-политических воззрений К.Н. Леонтьева 1850-х и особенно 1860-х годов "Записку о необходимости литературного влияния во Фракии". Этот необычайно ценный документ публиковался только единожды в издании, известном почти исключительно специалистам по русско-балканским отношениям и национально-освободительному движению балканских народов второй половины XIX столетия (1). На "Записку о необходимости…" ссылался в своей монографии, посвященной Леонтьеву, известный отечественный балканист В.И. Косик (2). В то же время К.М. Долгов поместил в рецензируемую книгу два гораздо менее интересных документа, вышедших в том же издании, что и "Записка о необходимости…" ([док.] № 97 и [док.] № 567). В сборнике представлена также "Записка об Афонской Горе и об отношениях ее к России", уже публиковавшаяся заслуженным леонтьевоведом Г.Б. Кремневым (3). Датируется эта "Записка" апрелем 1872 г., однако в рассматриваемой книге она без всяких объяснений помещена в разделе за 1871 г. Таким образом, оказался нарушенным хронологический принцип, избранный ее составителями для представления издаваемых документов (с. 473).

Еще два замечания. Издатели оставили без перевода встречающиеся в документах Леонтьева иноязычные (главным образом французские) выражения и целые куски текста из нескольких предложений (см., например, с. 180). Представляется, что далеко не все потенциальные читатели рассматриваемого издания полиглоты. В "Приложениях" к рецензируемой книге сказано, что 27 марта 1854 г. Англия и Франция объявили России войну и что к ним присоединились Австрия и Сардинское королевство (с. 487). Однако на самом деле во время Крымской кампании (1853 - 1856 гг.) Австрия оставалась страной нейтральной, с Россией не воевала, хотя австрийское правительство и занимало по отношению к нашей стране враждебную позицию.

Впрочем, приводимые в книге ценные материалы искупают отмеченные недочеты и неясности, которых в издании, подготовленном МГИМО (У), наверное, быть все же не должно.

1. Леонтьев К.Н. Записка о необходимости литературного влияния во Фракии // Русия и българското национално-освободително движение: 1856 / 1876. Документи и материали. Т. II. София, 1990, с. 208-216

2. Косик В.И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему. М. 1997.

3. Леонтьев К.Н.. Записка об Афонской Горе и об отношениях ее к России // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872 - 1891). М., 1996.

Станислав ХАТУНЦЕВ



  Следующая рецензия