Шестнадцатый выпуск Библиообзора посвящен новым книгам по эмпирической и теоретической социологии.
В выпуске:
Санмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. - М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2002. - 382 с.
ИСКУССТВО БЫТЬ СОЦИОЛОГОМ
Вышедшая в рамках издательского проекта Института Фонда «Общественное мнение» книга представляет собою перевод на русский язык монографии профессоров университета штата Иллинойс, Сеймура Санмена и Нормана Брэдберна (Seymour Sudman, Norman Bradburn. Asking Questions: A Practical Guide to Questionnaire Design. — Jossey-Bass Publishers, 1982), известных специалистов в области изучения общественного мнения и проектирования массовых опросов, на протяжении многих лет совершенствовавших методологическую их основу, и, в частности, технику процесса преобразования программного вопроса исследования в вопросы, предъявляемые респондентам.
Исследователям, занимающимся изучением общественного мнения, не надо объяснять, сколь важное место в любом социологическом исследовании занимает перевод замысла ученого на терминологический язык демоскопии. Здесь исследователь сталкивается с опасностью возникновения ошибок не менее значимых, чем ошибки выборки, но, вместе с тем, гораздо более трудных для обнаружения и устранения, поскольку в этой области малоэффективны формальные методы математической теории. Ошибки измерений, обусловленные используемыми в массовых замерах опросниками, могут весьма существенно исказить ответы опрашиваемых, а соответственно и общие результаты исследования, но для того, чтобы выявить методологические просчеты в задаваемых вопросах, нужно использовать теоретическую базу социальных и когнитивных наук, а также обобщенный опыт эмпирической социологии.
В обсуждаемой монографии, собственно, и идет речь о методологии формирования и критического анализа опросного инструмента, об искусстве, позволившем превратить процедуру социологического исследования в современную всепроникающую индустрию массовых опросов.
Концентрируя локус своего внимания на опроснике, авторы сознательно отстраняются от иных методологических проблем проведения социологического опроса, таких, например, как формирование репрезентативной выборки, статистическая обработка результатов, интерпретация полученных данных и т. д. Такое самоограничение представляется вполне оправданным. Оно позволяет им сосредоточиться на тех ключевых аспектах проведения исследования, которые в наименьшей степени поддаются рационализации и доведению до технологически приемлемого автоматизма. Тем самым им удается увлечь читателя в область социологического искусства, искусства формулировать цели и задачи исследования, и на основе этого — формировать ясно структурированную систему обращенных к опрашиваемому вопросов.
Структура монографии состоит из Предисловия, одиннадцати тематических глав, четырех приложений (включающих: а) словарь терминов, используемых при проведении массовых опросов и обработке их результатов; б) пример конкретного вопросника для жителей определенной местности, включающего 89 разнообразных по своей структуре вопросов; в) пример конкретного вопросника по использованию энергии ветра; г) пример конкретного вопросника для корпоративного опроса ассоциации юристов штата Иллинойс, а также обширного библиографического списка и предметно-именного указателя. В предисловии авторы обсуждают общие задачи и цели исследования, излагают собственные исследовательские приоритеты и ценности.
В первой главе авторы рассматривают основной тезис монографии о том, что точность и достоверность результатов опроса в первую очередь определяется четкостью формулировки вопросов исследования; тезис иллюстрируется конкретными примерами «хороших» и «плохих» вопросов; обсуждаются общие принципы проведения интервью, а также наиболее распространенные источники ошибок в ответах респондентов.
В главах со второй по шестую обсуждаются способы постановки вопросов различных типов (поведенческих вопросов, вопросов о знании, об установках респондента, его мнениях и убеждениях), при этом исследуются различные подходы к формулировке вопросов, влияние контекста, а также значение предлагаемого респонденту набора вариантов ответа.
В седьмой главе рассматривается особый вид вопросов, так наз. демографические вопросы, используемые в анкетах, как правило, в унифицированном виде, рекомендованном в США Советом по исследованиям в области общественных наук (вопросы о поле и возрасте, семейном статусе, уровне образования и доходов и т.п.).
В главах с восьмой по десятую обсуждается структура и содержание вопросника в целом, в том числе логическая последовательность обращения к запланированным темам исследования, общий формат опросника и составляющих его элементов, в частности, инструкций интервьюера, варианты общего формата опросника в зависимости от способа проведения опроса и т.п.
В заключительной одиннадцатой главе авторы предлагают читателю, теперь уже обстоятельно вооруженному знаниями о всех важнейших элементах проектирования массовых опросов, еще раз пройти всю последовательность действий, необходимых для построения вопросника, отвечающего целям исследования. Завершается изложение рассмотрением такого непременного элемента, как пилотажное тестирование опросника, по результатам которого проводится заключительная коррекция анкеты; фаза проектирования завершается, процесс вступает в фазу полевых исследований.
Изложение детально иллюстрируется примерами, взятыми из исследований, проводимых ведущими американскими социологическими исследовательскими организациями (Служба Геллапа, Центр Роупера и др.). В монографии затрагиваются основные принципы работы с опросным инструментом и практические советы исследователям, профессионально занимающимся проведением массовых замеров общественного мнения. Авторы исходят из убеждения в применимости ключевых принципов массовых опросов ко всем культурам и ко всем языкам, при этом особое внимание уделяя характерным для исследуемого сообщества нюансам речи и этикету разговорного общения. Книга представляется чрезвычайно полезной (а в определенном отношении — просто незаменимой) для специалистов в области изучения общественного мнения, электоральной социологии, политического маркетинга и консультирования, социальной работы и др., а также для преподавателей и студентов, специализирующихся на проблемах методологии социологического исследования.
Владимир ЛАПКИН
Следующая рецензия |