Новый проект журнала "Политические исследования"

"Развитие центров и школ политической науки и образования"

Информация о проекте
Политическая философия
Методология политической науки

Сравнительная политология

"Становление институтов демократии на постсоветском пространстве:
сравнительный анализ ".

Обращение руководителей   ТЕМЫ ДИСКУССИИ:

1. "Политические институты и политические практики в постсоветском пространстве: сравнительный анализ"

2. "Институционализация национально-государственной идентичности политических партий в странах СНГ"

3."Сравнительный анализ российской региональной политики: институты, процессы и перспективы демократизации"

4. Обсуждаем Установочный семинар в Санкт-Петербурге

5. "Кросстемпоральные сравнения политических институтов и процессов"

6. "Современность как предмет политического анализа"

Текущая программа исследований
Публикации руководителей и участников мастерской
Ссылки
Тезаурус

Научные руководители направления:
Сморгунов Леонид Владимирович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой политического управления Санкт-Петербургского государственного университета;
Патрушев Сергей Викторович, кандидат политических наук, доцент, руководитель Центра политической культуры и политического участия ИСП РАН.

Предлагаемая к обсуждению

Программа
научных исследований мастерской по сравнительной политологии
по теме "Институциональная эффективность партийных и избирательных систем:
сравнительный анализ постсоциалистических трансформаций", 2002-2004 гг.
(руководитель: проф. Л.В.Сморгунов, СПбГУ)


Введение

Институциональный подход к изучению политических трансформаций относится сегодня к одному из распространенных методологических оснований исследований (T. Moe, P. Ordeshuk, R. Axelrod, A. Lijphart, W. Riker, G. Tsebelis, S. Smith, T. Remington, J. Linz, M. Shugart, R. Taagepera и др.). В сравнительных исследованиях он занял одно из ведущих мест при изучении политических трансформаций, в том числе и "третьей волны" демократизации.

Институционализм - довольно широкое методологическое основание современных исследований, приверженцы которого размещаются на шкале от исторических институционалистов до новых институционалистов - приверженцев довольно жесткой школы экономического подхода к политике. Хотя существует довольно серьезная критика данного подхода, особенно в его строго экономической версии в той части, которая касается изучения незападных стран, тем не менее, эвристическая ценность подобной методологии доказана и применительно к последним демократическим трансформациям в Восточной Европе, СНГ и, в частности, в России.

Российский читатель может познакомиться с особенностями данной методологии и ее использованием применительно к демократическим политическим трансформациям в работах российских исследователей Г. Голосова, В. Гельмана, Л.Сморгунова, Е. Морозовой, Т. Шмачковой, С. Кордонского, Л.Тимофеева, С. Перегудова и др.

Данная "виртуальная мастерская" будет направлена на проработку применимости данной методологии к исследованию политических трансформаций конца 20 - начала 21 века в различных странах мира и в особенности к демократическим транзитам в нашей стране, в странах СНГ и Восточной Европы. Ее сравнение с политико-культурным подходом и другими методологическими ориентациями в сравнительной политологии позволит выявить теоретический потенциал институционализма и его возможности.

Цель данной мастерской состоит в том, чтобы расширить понимание возникновения, трансформации и развития институтов в современном обществе, а также выявить то, как институциональные процессы воздействуют на динамику институциональных трансформаций. В этом отношении участники мастерской приглашаются к обсуждению вопроса о соотношении нормативных, регулятивных и когнитивных факторов воздействия на динамику институциональных перемен.

Предполагается сосредоточить внимание на исследовании "институционального выбора" и "институциональной эффективности" политических трансформаций, т.е. на изучении эффективности установления тех или иных политических институциональных условий деятельности. В этой связи исследованию подлежит проблема "переноса институтов" и эффективности "демократической диффузии", а также соотношения традиционных и "перенесенных" институтов, институциональным ограничениям деятельности. Откуда появляются новые институты, как и почему люди выбирают те или иные политические институты, насколько эффективен их выбор, как трансформируются институты в процессе политической консолидации, как взаимосвязаны различные выбираемые институциональные условия, как формируется институциональная консолидация - эти и другие вопросы будут обсуждаться и исследоваться в процессе работы "мастерской".

В предметном отношении важным являются исследование эффективности формирования и деятельности институтов государственной власти: президентства, представительных органов (парламентов), правительств; политических партий и коалиций; института "политических технологий"; лоббизма; коррупции; избирательных систем; институциональных условий переговоров; институционализация конфликтов; распределения политических прав и свобод; и др. ; сравнение "институционального выбора" и "институциональной эффективности" в переходных и стабильных политических системах; разработка методик эмпирической оценки "институциональной эффективности" применительно к различным политическим институтам.

Применительно к России, СНГ, странам Центральной и Восточной Европы институциональные трансформации 90-х годов 20 века исследовались довольно активно. Особое внимание было уделено принципу разделения властей, формированию парламентов, возникновению партийных систем, трансформациям в избирательных системах, формированию норм поведения политических элит, коррупции, лоббизму. Мастерская могла бы сосредоточить свое внимание на двух основных проблемах: (1) типологии политических трансформаций репрезентативных институтов, учитывая адаптацию новых институциональных условий деятельности к политическим традициям и (2) институциональной эффективности партийных и избирательных систем и ее значения для стабилизации политических систем в условиях различных типов политических трансформаций. В этом аспекте не избежать обсуждения вопроса об институциональных условиях разрешения конфликтных ситуаций на постсоветском и постсоциалистическом пространствах, а также вопроса о роли государства и гражданского общества в процессе формирования устойчивых политических институтов.

Цель, задачи и основные направления исследования

Основная цель исследования:
Выявить внутренние и международные условия, раскрыть механизмы и процессы институциональной стабилизации политических систем постсоциалистических стран (СНГ, страны Балтии, Восточная и Центральная Европа) на основе анализа институциональной эффективности партийных и избирательных систем.

Основные задачи исследования:
1. Проанализировать соотношение внутренних и международных условий институциональной стабилизации трансформируемых партийных и избирательных систем (проблемы глобализации, европеизации, "перенесения институтов", социальные дифференциации, национальные политические потребности и культуры) и создать типологию репрезентативных трансформаций; определить конгруэнтность традиционных структур власти и демократических институтов в аспекте анализа избирательных систем.
2. Создать систему критериев оценки институциональной эффективности и стабильности политических систем, прошедших фазу политических трансформаций; проанализировать соотношение институциональной эффективности политических и избирательных систем, институциональной стабильности политических режимов и политический стабильности общества.
3. Определить роль институциональных условий формирования и утверждения новых политических практик в сфере репрезентативных политий на постсоциалистическом пространстве, учитывая различные типы репрезентативных трансформаций; предложить комплексную систему критериев оценки населением эффективности деятельности политических партий; оценить эффективность избирательных систем в посткоммунистическом пространстве с точки зрения включенности населения в политические процессы и формирования гражданской политической культуры.
4. Выявить динамику политических кризисов, политико-управленческой неопределенности и институциональной стабилизации в постсоциалистических обществах; проанализировать формирование эволюционно-стабильных стратегий в избирательном процессе.
5. Раскрыть соотношение роли политических элит и гражданского общества в процессе формирования репрезентативных политических институтов и новых политических практик.
6. Осуществить классификацию трансформированных политических систем по критерию институциональной эффективности их репрезентативной составляющей.
7. Исследовать институциональную эффективность "девиантных" институтов и практик в сфере партийных и электоральных процессов.
8. Сформировать методологическую базу для "аудита институциональной эффективности партийных и избирательных систем" (Провести комплексный аудит социальных и политических последствий введения новых форм партийных и избирательных систем в странах СНГ, Балтии и Восточной Европы).

Объект и предмет исследования:
Объектом исследования являются политические системы постсоциалистических стран, прошедшие фазу перехода от социалистической к новой политической системе: страны СНГ, Балтии и Восточной Европы.
Предметом исследования выступает институциональная эффективность партийных и избирательных систем и выражающих их политических практик, способствующих созданию условий для институциональной и политической стабильности политий данной группы стран.

Методология исследования
Исходя из объекта и предмета исследования в качестве основной методологии логично предложить методологию неоинституционализма (см.: Рациональный выбор в политике и управлении / Под ред. Л.В.Сморгунова. - СПб.: СПбГУ, 1998), используя в тоже время и собственно достижения институционализма в его социологической интерпретации (французская школа) напр., Э. Дюркгейм, М.Дюверже.
Э. Дюркгейм считал, что институты, с одной стороны, представляют собой некие идеальные образования в виде обычаев и верований, а с другой - эти обычаи и стереотипы, в свою очередь, материализуются в практической деятельности социальных организаций различных времен и народов. Вслед за Э.Дюркгеймом французская школа социологии (М.Прело, М.Дюверже) выделяет два основных компонента, входящих в смысл понятия "политический институт: во-первых, идеальная модель самой системы отношений, во-вторых, собственно организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры.
Соответственно в рамках этой методологии можно дифференцировать институты на формальные и неформальные, последние можно будет интерпретировать как институциональные условия стабилизации. Далее можно проследить эволюцию импортированных институтов, например, политических партий в Восточной Европе, восстановивших свое существование после 1990 г. напр., социал-демократические, а также проследить процессы институциональной адаптации бывших коммунистических партий к новым условиям.

ВАШ ОТКЛИК!

 

 

Развернутый рабочий план реализации проекта
Мастерской по сравнительной политологии
по теме:
"Институциональная эффективность партийных и избирательных систем:
сравнительный анализ постсоциалистических трансформаций"
(научный руководитель: проф. Л.В.Сморгунов;
зам. руководителя: проф. С.М.Елисеев)

 

Наименование этапа (и сроки реализации) Формы работы

1 этап (февраль.- декабрь 2002 г.):

Общая тема:
Разработка методологии сравнительного исследования институциональной эффективности партийных и избирательных систем на постсоветском пространстве; концептуализация основных понятий; выработка методики сбора и анализа эмпирического материала.
Задачи этапа:
1. Проанализировать соотношение внутренних и международных условий институциональной стабилизации трансформируемых партийных и избирательных систем (проблемы глобализации, европеизации, "перенесения институтов", социальные дифференциации, национальные политические потребности и культуры) и создать типологию репрезентативных трансформаций; определить конгруэнтность традиционных структур власти и демократических институтов в аспекте анализа избирательных систем.
2. Создать систему критериев оценки институциональной эффективности и стабильности политических систем, прошедших фазу политических трансформаций; проанализировать соотношение институциональной эффективности политических и избирательных систем, институциональной стабильности политических режимов и политический стабильности общества.
3. Определить роль институциональных условий формирования и утверждения новых политических практик в сфере репрезентативных политий на постсоциалистическом пространстве, учитывая различные типы репрезентативных трансформаций.

Установочные семинары:
(февраль 2002 г., С.-Петербург;
октябрь 2002 г., С.-Петербург);
Ежемесячные семинары петербургской группы;
Организация сетевого общения через сайт Санкт-Петербургского политологического журнала (politjournal.spb.ru);
Публикация материалов в "Полисе" и в организуемом "Санкт-Петербургском журнале политической компаративистики";
Отчетные материалы:
концепция исследования;
статьи;
методика оценки институциональной эффективности;
годовой отчет

2 этап (январь.- декабрь 2003 г.):

Уточненная тема:

Институционализация национально-государственной идентичности
политических партий в странах СНГ

Второй этап работы "виртуальной мастерской" по сравнительной политологии предполагается посвятить исследованию становления национально-государственной идентичности политических партий в странах СНГ.
Процесс формирования партийной демократии в странах постсоветского пространства, как представляется, испытал на себе влияние двух факторов, связанных, с одной стороны, с политическим переходом от авторитарного правления к демократическому режиму, с другой стороны, с созданием или укреплением национальной государственности. Первая тенденция выражалась в формировании таких политических партий, которые по многим параметрам их структуры, идеологии и деятельности вынуждены были придерживаться общедемократических правил игры. Во многих случаях этот процесс легитимизировался теорией и практикой развития политических партий на Западе или "западным" прошлым страны. Вторая тенденция вынуждала партии так или иначе учитывать национально-государственную специфику страны. Стать "национальными партиями" означало получить поддержку населения и государства. Отождествление со своей страной приобретало все большее значение в тех странах, где "патриотическая" составляющая политики была или стала доминирующей. В различных странах сочетание этих двух тенденций (или преобладание одной тенденции над другой с фактическим вытеснением какой-либо из них) проявлялось в особых формах, что не могло не отразиться на партийной системе в целом. "Демократическая" и "патриотическая" тенденции влияли на все аспекты и формы партийной жизни: организацию, идеологию, политику, символику, публичный дискурс, отношения с другими партиями, связи с государством. При этом все политические партии в той или иной мере ощущали на себе и соответственно вынуждены были принимать воздействия этих тенденций и факторов. В связи с этим, по видимому, можно говорить о формировании особых национальных моделей партийных систем и режимов.
Мастерская могла бы сосредоточить свое внимание на трех основных проблемах:
(1) соотношение институциональных и социокультурных факторов формирования нацинально-государственной идентичности политических партий в странах СНГ;
(2) типологии видов национально-государственной идентичности политических партий, учитывая их адаптацию к новым институциональным условиям деятельности и национально-государственым традициям и
(3) зависимость институциональной эффективности деятельности политических партий от присущего им типов национально-государственной идентичности.

Цель, задачи и основные направления исследования

Основная цель исследования: Выявить внутренние и международные условия, раскрыть механизмы и процессы институционализации национально-государствекнной идентичности политических партий в странах СНГ.

Основные задачи исследования:
1. Проанализировать соотношение внутренних и международных условий институциональнализации национально-государственной идентичности политических партий в станах СНГ (проблемы глобализации, регионализации, государственного суверенитета, "перенесения институтов", национально-государственные интересы и потребности)
2. Создать систему критериев оценки устойчивости национально-государственной идентичности политических партий в станах СНГ прошедших фазу политических трансформаций; проанализировать соотношение "демократической" и "национально-государственной" идентичности политических партий.
3. Определить роль институциональных (политико-правовых) и социокультурных условий формирования и утверждения национально-государстенной идентичности политических партий в сфере репрезентативных политий на постсоциалистическом пространстве, учитывая различные типы включенности населения в политические процессы
4. Раскрыть роли политических элит, их экономических и политических интересов в про цессе формирования репрезентативных национально-государственных политических институтов и новых политических практик.
5. Осуществить классификацию трансформированных политических (партийно-политических) систем и режимов по критерию институциональной эффективности их национально-государственной репрезентативной составляющей.
6. Исследовать институциональную эффективность "девиантных" институтов и практик в сфере партийных и электоральных процессов.

ВАШ ОТКЛИК!

Ранее (изначально) заданная тема:
Институциональная эффективность, политические практики и устойчивость политических систем; сбор эмпирического материала, его обработка, теоретический анализ отдельный тем исследования; обсуждение концепции коллективного монографического исследования.
Задачи этапа:
1. Выявить динамику политических кризисов, политико-управленческой неопределенности и институциональной стабилизации в постсоциалистических обществах; проанализировать формирование эволюционно-стабильных стратегий в избирательном процессе.
2. Раскрыть соотношение роли политических элит и гражданского общества в процессе формирования репрезентативных политических институтов и новых политических практик.
3. Осуществить классификацию трансформированных политических систем по критерию институциональной эффективности их репрезентативной составляющей.
4. Исследовать институциональную эффективность "девиантных" институтов и практик в сфере партийных и электоральных процессов.

Теоретический семинар:
(апрель 2003 г., Москва, ИНИОН РАН - в рамках мероприятий III Всероссийского конгресса политологов; октябрь 2003, место не определено);
Ежемесячные семинары петербургской группы;
Организация сетевого общения через сайт Санкт-Петербургского политологического журнала (politjournal.spb.ru); Электронные рассылки материалов (постоянно).
Публикация материалов в журнале "Полис" и на его сайте на сайте (http://www.politstudies.ru), а также в Санкт-Петербургском политологическом журнале в Интернете (http://politjournal.spb.ru);
Отчетные материалы:
концепция исследования;
статьи;
методика оценки институциональной эффективности;
годовой отчет


3 этап (январь - июль 2004 г.):

Подготовка к изданию коллективной монографии

"Институциональная эффективность политических систем:
сравнительный анализ результатов постсоветских трансформаций";

формирование методологических, методических и организационных условий для

"Аудита институциональной эффективности политических систем".

Теоретический семинар:
(февраль 2004, С.-Петербург);
Подготовка отдельный грав монографии, редактирование текста коллективной работы;
Публикация отдельных материалов в "Полисе" и в "Санкт-Петербургском журнале политической компаративистики";
Итоговая конференция
"Инстиуциональная эффективность политических систем" (Москва, ноябрь 2004).;
Отчетные материалы:
рукопись монографии;
статьи;
концепция "аудита институциональной эффективности политических систем"
итоговый отчет.

   

ВАШ ОТКЛИК!

По всем вопросам, связанным с общей организацией и проведением проекта "Развитие центров и школ политической науки и образования", обращаться к координаторам проекта Владимиру Валентиновичу Лапкину (vvl@politstudies.ru) и Екатерине Валериевне Лобза (lobza@politstudies.ru).

Предпочтительный способ связи - электронная почта, а также по телефону /факсу (095) 921-01-32; 917-94-63.

Переход на страницы смежных направлений >>>