Предлагаемая к обсуждению
Программа
научных исследований мастерской по сравнительной политологии
по теме "Институциональная эффективность партийных и избирательных
систем:
сравнительный анализ постсоциалистических трансформаций", 2002-2004
гг.
(руководитель: проф. Л.В.Сморгунов, СПбГУ)
Введение
Институциональный подход к изучению политических трансформаций
относится сегодня к одному из распространенных методологических оснований
исследований (T. Moe, P. Ordeshuk, R. Axelrod, A. Lijphart, W. Riker,
G. Tsebelis, S. Smith, T. Remington, J. Linz, M. Shugart, R. Taagepera
и др.). В сравнительных исследованиях он занял одно из ведущих мест
при изучении политических трансформаций, в том числе и "третьей
волны" демократизации.
Институционализм - довольно широкое методологическое
основание современных исследований, приверженцы которого размещаются
на шкале от исторических институционалистов до новых институционалистов
- приверженцев довольно жесткой школы экономического подхода к политике.
Хотя существует довольно серьезная критика данного подхода, особенно
в его строго экономической версии в той части, которая касается изучения
незападных стран, тем не менее, эвристическая ценность подобной методологии
доказана и применительно к последним демократическим трансформациям
в Восточной Европе, СНГ и, в частности, в России.
Российский читатель может познакомиться с особенностями
данной методологии и ее использованием применительно к демократическим
политическим трансформациям в работах российских исследователей Г. Голосова,
В. Гельмана, Л.Сморгунова, Е. Морозовой, Т. Шмачковой, С. Кордонского,
Л.Тимофеева, С. Перегудова и др.
Данная "виртуальная мастерская" будет направлена
на проработку применимости данной методологии к исследованию политических
трансформаций конца 20 - начала 21 века в различных странах мира и в
особенности к демократическим транзитам в нашей стране, в странах СНГ
и Восточной Европы. Ее сравнение с политико-культурным подходом и другими
методологическими ориентациями в сравнительной политологии позволит
выявить теоретический потенциал институционализма и его возможности.
Цель данной мастерской состоит в том, чтобы расширить
понимание возникновения, трансформации и развития институтов в современном
обществе, а также выявить то, как институциональные процессы воздействуют
на динамику институциональных трансформаций. В этом отношении участники
мастерской приглашаются к обсуждению вопроса о соотношении нормативных,
регулятивных и когнитивных факторов воздействия на динамику институциональных
перемен.
Предполагается сосредоточить внимание на исследовании
"институционального выбора" и "институциональной эффективности"
политических трансформаций, т.е. на изучении эффективности установления
тех или иных политических институциональных условий деятельности. В
этой связи исследованию подлежит проблема "переноса институтов"
и эффективности "демократической диффузии", а также соотношения
традиционных и "перенесенных" институтов, институциональным
ограничениям деятельности. Откуда появляются новые институты, как и
почему люди выбирают те или иные политические институты, насколько эффективен
их выбор, как трансформируются институты в процессе политической консолидации,
как взаимосвязаны различные выбираемые институциональные условия, как
формируется институциональная консолидация - эти и другие вопросы будут
обсуждаться и исследоваться в процессе работы "мастерской".
В предметном отношении важным являются исследование
эффективности формирования и деятельности институтов государственной
власти: президентства, представительных органов (парламентов), правительств;
политических партий и коалиций; института "политических технологий";
лоббизма; коррупции; избирательных систем; институциональных условий
переговоров; институционализация конфликтов; распределения политических
прав и свобод; и др. ; сравнение "институционального выбора"
и "институциональной эффективности" в переходных и стабильных
политических системах; разработка методик эмпирической оценки "институциональной
эффективности" применительно к различным политическим институтам.
Применительно к России, СНГ, странам Центральной и
Восточной Европы институциональные трансформации 90-х годов 20 века
исследовались довольно активно. Особое внимание было уделено принципу
разделения властей, формированию парламентов, возникновению партийных
систем, трансформациям в избирательных системах, формированию норм поведения
политических элит, коррупции, лоббизму. Мастерская могла бы сосредоточить
свое внимание на двух основных проблемах: (1) типологии политических
трансформаций репрезентативных институтов, учитывая адаптацию новых
институциональных условий деятельности к политическим традициям и (2)
институциональной эффективности партийных и избирательных систем и ее
значения для стабилизации политических систем в условиях различных типов
политических трансформаций. В этом аспекте не избежать обсуждения вопроса
об институциональных условиях разрешения конфликтных ситуаций на постсоветском
и постсоциалистическом пространствах, а также вопроса о роли государства
и гражданского общества в процессе формирования устойчивых политических
институтов.
Цель, задачи и основные направления исследования
Основная цель исследования:
Выявить внутренние и международные условия, раскрыть механизмы и процессы
институциональной стабилизации политических систем постсоциалистических
стран (СНГ, страны Балтии, Восточная и Центральная Европа) на основе
анализа институциональной эффективности партийных и избирательных систем.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать соотношение внутренних и международных условий институциональной
стабилизации трансформируемых партийных и избирательных систем (проблемы
глобализации, европеизации, "перенесения институтов", социальные
дифференциации, национальные политические потребности и культуры) и
создать типологию репрезентативных трансформаций; определить конгруэнтность
традиционных структур власти и демократических институтов в аспекте
анализа избирательных систем.
2. Создать систему критериев оценки институциональной эффективности
и стабильности политических систем, прошедших фазу политических трансформаций;
проанализировать соотношение институциональной эффективности политических
и избирательных систем, институциональной стабильности политических
режимов и политический стабильности общества.
3. Определить роль институциональных условий формирования и утверждения
новых политических практик в сфере репрезентативных политий на постсоциалистическом
пространстве, учитывая различные типы репрезентативных трансформаций;
предложить комплексную систему критериев оценки населением эффективности
деятельности политических партий; оценить эффективность избирательных
систем в посткоммунистическом пространстве с точки зрения включенности
населения в политические процессы и формирования гражданской политической
культуры.
4. Выявить динамику политических кризисов, политико-управленческой неопределенности
и институциональной стабилизации в постсоциалистических обществах; проанализировать
формирование эволюционно-стабильных стратегий в избирательном процессе.
5. Раскрыть соотношение роли политических элит и гражданского общества
в процессе формирования репрезентативных политических институтов и новых
политических практик.
6. Осуществить классификацию трансформированных политических систем
по критерию институциональной эффективности их репрезентативной составляющей.
7. Исследовать институциональную эффективность "девиантных"
институтов и практик в сфере партийных и электоральных процессов.
8. Сформировать методологическую базу для "аудита институциональной
эффективности партийных и избирательных систем" (Провести комплексный
аудит социальных и политических последствий введения новых форм партийных
и избирательных систем в странах СНГ, Балтии и Восточной Европы).
Объект и предмет исследования:
Объектом исследования являются политические системы постсоциалистических
стран, прошедшие фазу перехода от социалистической к новой политической
системе: страны СНГ, Балтии и Восточной Европы.
Предметом исследования выступает институциональная эффективность партийных
и избирательных систем и выражающих их политических практик, способствующих
созданию условий для институциональной и политической стабильности политий
данной группы стран.
Методология исследования
Исходя из объекта и предмета исследования в качестве основной методологии
логично предложить методологию неоинституционализма (см.: Рациональный
выбор в политике и управлении / Под ред. Л.В.Сморгунова. - СПб.: СПбГУ,
1998), используя в тоже время и собственно достижения институционализма
в его социологической интерпретации (французская школа) напр., Э. Дюркгейм,
М.Дюверже.
Э. Дюркгейм считал, что институты, с одной стороны, представляют собой
некие идеальные образования в виде обычаев и верований, а с другой -
эти обычаи и стереотипы, в свою очередь, материализуются в практической
деятельности социальных организаций различных времен и народов. Вслед
за Э.Дюркгеймом французская школа социологии (М.Прело, М.Дюверже) выделяет
два основных компонента, входящих в смысл понятия "политический
институт: во-первых, идеальная модель самой системы отношений, во-вторых,
собственно организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной
политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной
структуры.
Соответственно в рамках этой методологии можно дифференцировать институты
на формальные и неформальные, последние можно будет интерпретировать
как институциональные условия стабилизации. Далее можно проследить эволюцию
импортированных институтов, например, политических партий в Восточной
Европе, восстановивших свое существование после 1990 г. напр., социал-демократические,
а также проследить процессы институциональной адаптации бывших коммунистических
партий к новым условиям.
ВАШ ОТКЛИК!
Развернутый рабочий план реализации
проекта
Мастерской по сравнительной политологии
по теме:
"Институциональная эффективность партийных и избирательных систем:
сравнительный анализ постсоциалистических трансформаций"
(научный руководитель: проф. Л.В.Сморгунов;
зам. руководителя: проф. С.М.Елисеев)
|
2 этап (январь.- декабрь 2003 г.):
Уточненная тема:
Институционализация национально-государственной
идентичности
политических партий в странах СНГ
Второй этап работы "виртуальной мастерской"
по сравнительной политологии предполагается посвятить исследованию становления
национально-государственной идентичности политических партий в странах
СНГ.
Процесс формирования партийной демократии в странах постсоветского пространства,
как представляется, испытал на себе влияние двух факторов, связанных,
с одной стороны, с политическим переходом от авторитарного правления
к демократическому режиму, с другой стороны, с созданием или укреплением
национальной государственности. Первая тенденция выражалась в формировании
таких политических партий, которые по многим параметрам их структуры,
идеологии и деятельности вынуждены были придерживаться общедемократических
правил игры. Во многих случаях этот процесс легитимизировался теорией
и практикой развития политических партий на Западе или "западным"
прошлым страны. Вторая тенденция вынуждала партии так или иначе учитывать
национально-государственную специфику страны. Стать "национальными
партиями" означало получить поддержку населения и государства.
Отождествление со своей страной приобретало все большее значение в тех
странах, где "патриотическая" составляющая политики была или
стала доминирующей. В различных странах сочетание этих двух тенденций
(или преобладание одной тенденции над другой с фактическим вытеснением
какой-либо из них) проявлялось в особых формах, что не могло не отразиться
на партийной системе в целом. "Демократическая" и "патриотическая"
тенденции влияли на все аспекты и формы партийной жизни: организацию,
идеологию, политику, символику, публичный дискурс, отношения с другими
партиями, связи с государством. При этом все политические партии в той
или иной мере ощущали на себе и соответственно вынуждены были принимать
воздействия этих тенденций и факторов. В связи с этим, по видимому,
можно говорить о формировании особых национальных моделей партийных
систем и режимов.
Мастерская могла бы сосредоточить свое внимание на трех основных проблемах:
(1) соотношение институциональных и социокультурных факторов формирования
нацинально-государственной идентичности политических партий в странах
СНГ;
(2) типологии видов национально-государственной идентичности политических
партий, учитывая их адаптацию к новым институциональным условиям деятельности
и национально-государственым традициям и
(3) зависимость институциональной эффективности деятельности политических
партий от присущего им типов национально-государственной идентичности.
Цель, задачи и основные направления исследования
Основная цель исследования: Выявить внутренние
и международные условия, раскрыть механизмы и процессы институционализации
национально-государствекнной идентичности политических партий в странах
СНГ.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать соотношение внутренних и международных условий институциональнализации
национально-государственной идентичности политических партий в станах
СНГ (проблемы глобализации, регионализации, государственного суверенитета,
"перенесения институтов", национально-государственные интересы
и потребности)
2. Создать систему критериев оценки устойчивости национально-государственной
идентичности политических партий в станах СНГ прошедших фазу политических
трансформаций; проанализировать соотношение "демократической"
и "национально-государственной" идентичности политических
партий.
3. Определить роль институциональных (политико-правовых) и социокультурных
условий формирования и утверждения национально-государстенной идентичности
политических партий в сфере репрезентативных политий на постсоциалистическом
пространстве, учитывая различные типы включенности населения в политические
процессы
4. Раскрыть роли политических элит, их экономических и политических
интересов в про цессе формирования репрезентативных национально-государственных
политических институтов и новых политических практик.
5. Осуществить классификацию трансформированных политических (партийно-политических)
систем и режимов по критерию институциональной эффективности их национально-государственной
репрезентативной составляющей.
6. Исследовать институциональную эффективность "девиантных"
институтов и практик в сфере партийных и электоральных процессов.
ВАШ ОТКЛИК!
Ранее (изначально) заданная тема:
Институциональная эффективность, политические практики и устойчивость
политических систем; сбор эмпирического материала, его обработка, теоретический
анализ отдельный тем исследования; обсуждение концепции коллективного
монографического исследования.
Задачи этапа:
1. Выявить динамику политических кризисов, политико-управленческой неопределенности
и институциональной стабилизации в постсоциалистических обществах; проанализировать
формирование эволюционно-стабильных стратегий в избирательном процессе.
2. Раскрыть соотношение роли политических элит и гражданского общества
в процессе формирования репрезентативных политических институтов и новых
политических практик.
3. Осуществить классификацию трансформированных политических систем
по критерию институциональной эффективности их репрезентативной составляющей.
4. Исследовать институциональную эффективность "девиантных"
институтов и практик в сфере партийных и электоральных процессов.
|
Теоретический семинар:
(апрель 2003 г., Москва, ИНИОН РАН - в рамках мероприятий
III Всероссийского конгресса политологов; октябрь 2003, место не определено);
Ежемесячные семинары петербургской группы;
Организация сетевого общения через сайт Санкт-Петербургского политологического
журнала (politjournal.spb.ru);
Электронные рассылки материалов (постоянно).
Публикация материалов в журнале "Полис" и на его сайте
на сайте (http://www.politstudies.ru),
а также в Санкт-Петербургском политологическом журнале в Интернете (http://politjournal.spb.ru);
Отчетные материалы:
концепция исследования;
статьи;
методика оценки институциональной эффективности;
годовой отчет
|