Основная цель проекта
- содействие развитию политологического сообщества, его профессиональному
структурированию за счет формирования новых "точек роста"
в виде научных направлений и школ.
С этой целью создаются "виртуальные мастерские" или, точнее,
сетевые структуры дистанционного сотрудничества из 15-20 человек сроком
на 2-3 года (с перспективой трансформации в исследовательские комитеты
РАПН). Мастерские призваны стать ядром формирующихся научных направлений
и школ во главе с руководителем, авторитетным специалистом-политологом,
и ученым секретарем, обеспечивающим научную коммуникацию в рамках мастерской
и ее оперативное взаимодействие с руководством проекта.
Основной отчетный материал и результат деятельности мастерских - серия
регулярных публикаций "учащихся" мастерских в специальной
рубрике журнала "Полис", на интернет-страницах сайта журнала,
а также в виде научных сборников или монографий.
Основные задачи проекта:
- поддержка исследовательских направлений, перспективных с точки зрения
дальнейшей профессионализации российской политологии,
- организация сетевого сотрудничества научных коллективов с использованием
информационных технологий,
- создание более благоприятных условий для реализации творческого потенциала
российских исследователей (в т.ч. представителей региональных университет-ских
и исследовательских центров, молодых специалистов и т.п.),
- организация научных дискуссий и обмена научной информацией, привлечение
внимания научной общественности России и других стран к соответствующим
направлениям и коллективам,
- постепенная интеграция представителей научного сообщества в рамках
сетевого сотрудничества по выделенным направлениям,
- активизация деятельности "Полиса" и РАПН как центров по
развитию творческих инициатив в области политической науки.
Для решения данных задач выделяются два многообещающих направления исследований,
которые могли бы стать основой для формирования разветвленных научных
школ, представители которой работали бы в различных университетских
центрах и научных институтах.
Формы активности в рамках
предлагаемого проекта.
Проект обеспечивает минимальную инфраструктурную поддержку для самоорганизации
формирующихся научных направлений, которые будут самостоятельно изыскивать
средства для осуществления исследований, а также других начинаний научного
и образовательного характера.
Инфраструктурная поддержка
предоставляет четыре организационных ресурса.
Первый - создание сетевых структур дистанционного сотрудничества из
15-20 человек сроком до 3 лет. (Участник уже должен быть пользователем
Интернета).
Второй - создание постоянных рубрик в журнале "Полис" и подключение
к про-екту редакторов журнала.
Третий - открытие собственного форума в информационном центре "Электрон-ный
полис для политологов", создание там архивов, баз данных и т.п.
Четвертый - организация установочного семинара (осень 2006 г.) и двух
очных встреч в 2007 и 2008 гг. для каждой мастерской.
Структура мастерской
Мастерские состоят из 1-2-х руководителей и секретаря, а также "ядра"
специалистов (3-5 человек), известных в данной области политической
науки и готовых участвовать в работе мастерской в течение двух с половиной
лет, включая ежегодные очные семинары. В мастерской работают также "подмастерья",
рекрутируемые руководством в ходе подготовительного этапа (сентябрь,
начало октября 2006 г.). С целью активизации дискуссии и повышения уровня
обсуждения на очные семинары мастерской полезно приглашать внешних экспертов
и специалистов.
К началу подготовительного периода руководитель при поддержке "ядра"
формирует план работы, развернутую программу исследования и собственное
видение "идеологии" мастерской. Соответствующее эссе размещается
на открываемой Интернет-странице сайта.
При подготовке плана работы каждой из мастерских желательно предусмотреть
организацию:
а) Постоянно действующего экспертного семинара, в рамках которого члены
экспертного ядра курируют одно из наиболее интересных для них направлений;
б) Постоянно действующего публичного семинара-практикума (для студентов,
аспирантов и интересующихся социально-политической проблематикой…).
В рамках этого семинара имеет смысл предусмотреть:
выездные (раз в квартал) лекции (с последующей открытой дискуссией);
квоты на участие представителей молодежи и женщин.
Формирование состава и подготовка
к работе.
Информация об идеологии проекта мастерской, предлагаемом направлении
и темах работы, условиях участия размещается на сайтах Полиса и РАПН,
распространяется через массовую электронную рассылку. Присланные заявки
проходят конкурсный отбор с учетом соответствия научных интересов претендента,
его квалификации (уместно предложить прислать соответствующее эссе)
и готовности полноценно и на длительный срок включиться в работу виртуального
коллектива.
При формировании состава участников и определении плана исследования
необходимы предварительная формализация и конкретизация критериев отбора
участников (возрастных, региональных, статусных, тематических, в т.ч.
степени проработанности проблемы). Она производится руководителем проекта
самостоятельно или с привлечением 2-4 коллег - потенциальных участников
- т.н. "ядра мастерской".
Проведение Установочного
и последующих семинаров ВМ.
Семинар проводится в Москве или ближнем Подмосковье.
Программа семинара может содержать следующие основные компоненты
Образовательный компонент, в том числе лекции приглашенных специалистов,
тренинги по использованию компьютерных банков данных и ресурсов Интернет,
и т.п.;
Методологический компонент, в том числе семинары по методологии исследования,
представление и обсуждение заявок участников мастерской. При этом необхо-димо
обеспечить обмен текстами до начала конференции с тем, чтобы обсуждение
было максимально эффективным.
Планирование коллективной
работы и составление индивидуальных планов.
Организация коммуникации между участниками мастерской (в том числе -
регулярность электронной рассылки, форма и периодичность размещения
информации о работе мастерской на странице ПОЛИСа, необходимость создания
Интернет-конференции и др.)
Собственно начало исследования (подбор литературы и источников, индивиду-альные
консультации с экспертами). Таким образом, данный этап работы мастерской
занимает до 3 дней. Установочные конференции могут проводиться в дни
студенческих каникул (зимой - в период с 25 января по 6 февраля, летом
в любое время с 30 июня по 25 августа, возможно также иное удобное время
- по согласованию руководителя мастерской с участниками).
Ко времени проведения Установочного семинара ВМ руководитель и секретарь
мастерской на основе анализа прошедших конкурсный отбор заявок и дополнительной
переписки с отобранными участниками ВМ корректируют формы и тематику
будущей работы, формируют детальный план работы и выносят предложения
по тематической коррекции и плану работы на обсуждение в ходе семинара.
Предварительные предложения по плану и тематике заблаговременно рассылаются
всем участникам мастерской.
По результатам семинара на сайте вывешивается уточнённые в ходе обсуждения
план программы и календарные планы работы. Участники принимают на себя
обязательства приступить к подготовке новых текстов в соответствии с
принятой коллектив-но тематикой работы ВМ. Из числа этих текстов, а
также из числа уже присланных эссе будут отобраны материалы, которые
послужат отправными точками дискуссий (тексты не должны превышать объемы
стандартной журнальной статьи - около 1 а. л., т.е. 40 тыс. знаков).
Регламент работы в первый
год проекта.
После установочного семинара участники мастерской начинают работу согласно
разработанным на семинаре индивидуальным планам работы. При этом необходимо
обеспечивать постоянную коммуникацию всех участников мастерской с "мастером",
а также коммуникацию "учеников" с "подмастерьями".
До и для публикации в журнале тексты участников мастерских выносятся
на коллективное обсуждение других участников ВМ для чего вывешиваются
на сайте "Полиса". Решение о том, какие именно тексты и по
каким темам выносить на сайт в качест-ве старта дискуссии, принимает
руководитель мастерской. Речь идет не столько из "правильности"
текста, сколько о формальной готовностью для электронной публика-ции
и дискуссионностью подхода к предложенной теме, так сказать, интеллектуальной
"провокативностью", способностью стимулировать полемику. Цель
инициируемой та-ким образом научной дискуссии - способствовать обмену
идеями, расширению и углублению позиций, с которыми участники входят
в диспут. Полемические выступления найдут столь же достойное место на
сайте, как и тексты, послужившие отправными точками полемики.
Условия участия в проекте будут опубликованны
позднее, по завершении формирования тематики мастерских.
Следите за новостями сайта.
|