Владимир
ПАНТИН
НАРОД И ПАРТИИ НЕ ЕДИНЫ: КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ОТЧУЖДЕНИЕ?
См. также отклики
Ольги МАЛИНОВОЙ: "О партийных "брэндах"."
ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ
Прежде всего существует ли отчуждение немалой части (если не большинства) населения
современной России от политических партий? Может быть, это злостные выдумки
критиков нынешней российской партийно-политической системы? Увы, как свидетельствуют
многие социологические исследования, а косвенно и результаты последних выборов,
проводившихся в разных регионах России (низкая явка избирателей, значительное
число проголосовавших "против всех" и другие формы протестного голосования),
в стране наблюдается заметное недоверие к политическим партиям и отчуждение
от них многих групп избирателей. Сошлюсь хотя бы на данные опросов, проведенных
Институтом комплексных социальных исследований РАН: согласно этим данным, с
1998 года по 2003 год доля россиян, считающих для себя важным право выбирать
между несколькими партиями, сократилось с 16% до 3%, а доля считающих важным
наличие в стране оппозиции, способной контролировать президента и правительство,
уменьшилось с 21% до 15%. При этом, как показывают социологические опросы, сама
идея выборности власти, особенно выборности президента по-прежнему остается
важной для большинства российских граждан.
Существует и множество других данных, прямо или косвенно говорящих о недоверии
к политическим партиям. Среди всех основных общественных и государственных организаций
политические партии стабильно пользуются наименьшим доверием: им доверяют не
более 5-10% населения, зато не доверяет около половины граждан России. По данным
опроса ВЦИОМ, проведенного в апреле 2003 г., только 18% опрошенных россиян объяснили
свое голосование за какую-либо партию тем, что "эта партия может защитить
интересы таких людей, как я". Среди сторонников той или иной партии в основном
преобладали такие мотивы, как "я симпатизирую лидеру этой партии"
(68% сторонников ЛДПР и 46% сторонников "Яблока"), "я поддерживаю
эту партию уже долгое время" (46% сторонников КПРФ), "партия поддерживает
президента страны В.Путина" (42% сторонников "Единой России").
Иными словами, если партии и пользуются поддержкой какой-то части населения,
то главным образом либо по привычке, либо из-за симпатии к их лидерам или президенту
Путину, а вовсе не потому, что эти партии защищают интересы каких-либо социальных
групп.
Вообще говоря, такая ситуация вряд ли может считаться нормальной в современном
демократическом обществе. Отношение значительной части российского населения
к политическим партиям не просто недоверчивое, оно в лучшем случае безразличное,
а в худшем - резко негативное. И объяснять этот факт только молодостью российской
демократии, непривычностью для граждан России многопартийности вряд ли имеет
смысл - тем более, что в начале 1990-х годов отношение к политическим партиям
в российском обществе было более позитивным. Основную роль здесь играют другие
факторы и причины.
ПОЧЕМУ НЕ ДОВЕРЯЮТ ПАРТИЯМ
Разумеется, есть причины недоверия политических партиям, которые характерны
не только для России, но и для многих других стран (отсутствие у некоторых групп
населения интереса к политике, мнение части избирателей, что "все уже предрешено"
и "от таких, как я, ничего не зависит", невыполнение партиями своих
предвыборных обещаний и т.п.). Но в современной России основную роль играют
другие важные причины. Назову некоторые из них. Во-первых, для рядового гражданина,
не искушенного в политике, все российские партии выглядят "на одно лицо"
или, точнее, вовсе не имеют лица, у них нет своего яркого, эмоционально окрашенного
и отвечающего запросам избирателей запоминающегося образа, как нет и важных
для рядовых граждан дел и крупных достижений. Многие партии не могут найти "своего"
избирателя, их лозунги, программы и предложения по существу безадресны, а граждане,
в свою очередь, не могут понять, зачем им вообще нужны партии и что полезного
они делают. Во-вторых, большинство партий в современной России недостаточно
учитывают ценности, запросы и потребности тех групп избирателей, на которые
они ориентируются и которые могли бы их поддержать. В-третьих, российские партии
"просыпаются" только перед выборами, когда им нужны голоса избирателей,
но помогать рядовым гражданам в решении их проблем в промежутке между выборами
они не хотят и не могут. В-четвертых, ощущается дефицит или полное отсутствие
связи политических партий с группами интересов (профсоюзами, женскими, экологическими,
студенческими и другими организациями). В-пятых, партии, как правило, мало доступны,
они представляют собой иерархические и достаточно бюрократические структуры,
которые не вникают в проблемы рядовых избирателей, не работают с их обращениями
и жалобами.
При этом одни партии чрезмерно и необоснованно уповают на так называемый административный
ресурс, разного рода пиар и политические (в том числе "грязные") технологии,
а другие - на ошибки власти и ухудшение ситуации в стране. Между тем, вопреки
расхожему мнению, российские избиратели - вовсе не такие уж манипулируемые люди,
поведение большинства из них достаточно рационально. Кажущаяся "иррациональность"
российских граждан - неявка на выборы, голосование "против всех",
поддержка лидеров, ориентирующихся на маргиналов и т.п. связана прежде всего
с колоссальной неудовлетворенностью поведением политических партий.
Все перечисленные причины недоверия избирателей политическим партиям сводятся
к одному: прежние методы работы политических партий с избирателями теряют свою
эффективность и приводят к негативным результатам и для партий, и для избирателей.
Если политические партии хотят добиться поддержки граждан, им нужно использовать
новые подходы и методы.
КАК НАЙТИ СВОЕГО ИЗБИРАТЕЛЯ
Как добиться доверия избирателей и какие способы общения с ними могут изменить
ситуацию к лучшему? На этот счет могут быть разные мнения и суждения. Конечно,
простого и исчерпывающего ответа на этот сложный вопрос быть не может, но подходы
к решению проблемы все же имеются.
Среди всех перечисленных выше причин отчуждения населения от партий обращает
внимание неумение или нежелание большинства российских политических партий создавать
свой внятный, позитивный и обоснованный в глазах избирателей образ, формировать
свое "лицо". Сейчас у нас вошло в моду к месту и не к месту употреблять
слово "брэнд". Многие российские партии всерьез считают, что такой
брэнд у них есть, но это иллюзия. Брэнд - это не просто "торговая марка"
или символ, это прежде всего конкретное ощущение у людей полезности данного
продукта, товара или организации; в брэнде происходит соединение эмоциональных
и рациональных особенностей восприятия данного "продукта" соответствующими
потребителями. Так вот, в случае российских политических партий их главный изъян
- отсутствие такого брэнда, отсутствие у избирателей реальной потребности в
них, а значит и отсутствие спроса на партии. Именно поэтому и возникает ситуация,
когда партий или кандидатов много, а выбирать не из кого.
Создание настоящего, а не мнимого брэнда политической партии - специальная,
многоступенчатая и кропотливая работа. Она не сводится ни к политическим технологиям,
ни к малоэффективным встречам партийных руководителей с "электоратом"
и требует от политической партии или организации новых подходов к общению с
избирателями, понимания их психологии, ценностей и потребностей. Оригинальная
методика построения такого брэнда, позволяющая определить и довести до избирателя
конкретную полезность той или иной партии разработана, например, отечественной
фирмой МаКон, занимающейся маркетинговым анализом и консультированием. Однако
большинство российских партий предпочитают работать по старинке, надеясь на
яркие личности в своем списке или на административный ресурс. Но и то, и другое
срабатывает все меньше. Реальность такова, что без целенаправленной работы над
своим брэндом никакая политическая партия или организация сейчас не может рассчитывать
на доверие и признание избирателей. Между прочим, самая массовая и стабильно
набирающая значительное число голосов российская партия - КПРФ фактически заимствовала
уже готовый образ и брэнд у КПСС, не создав почти ничего нового. Это определяет
стабильность и вместе с тем ограниченность электората КПРФ. Однако новые политические
партии, возникшие и возникающие до сих пор в России должны заново формировать
свое брэнд, терпеливо создавать свой понятный и, главное, нужный избирателям
образ, не рассчитывая на то, что чудеса политтехнологов или броские лозунги
легко приведут их к успеху.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Итак, без преодоления отчуждения населения от партий в России не будет ни демократии,
ни вообще стабильной политической системы. Преодолеть это отчуждение не так-то
просто, для этого необходимо не просто использовать определенные политические
технологии, но и научиться по-настоящему понимать психологию и нужды российских
избирателей. Ставка той или иной политической партии на манипулирование общественным
сознанием, как показывает опыт, не приводит к устойчивому успеху; очень скоро
избиратели начинают чувствовать, что их в очередной раз обманули. И это влияет
на отношение россиян к политическим партиям.
Главная проблема, как представляется, состоит в том, что большинство российских
политических партий пока еще не готовы к обновлению способов работы с избирателями,
они предпочитают кустарные и малоэффективные средства. В результате огромные
деньги расходуются впустую, избиратель чувствует себя обманутым и разочарованным,
а доверие к политическим партиям продолжает падать, хотя падать ему вроде уже
некуда. Переломить эту опасную тенденцию можно, но для этого нужна не только
политическая воля, но и большая работа с использованием новых подходов и оригинальных
методов, направленных на создание устойчивых брэндов политических партий.
Из поступивших откликов на статью.
Ольга МАЛИНОВА: "О партийных "брэндах"."
АРХИВ ВИРТУАЛЬНОГО ЭССЕ |
||||