Владимир ПАНТИН

НАРОД И ПАРТИИ НЕ ЕДИНЫ: КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ОТЧУЖДЕНИЕ?

См. также отклики
Ольги МАЛИНОВОЙ: "О партийных "брэндах"."

 

ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ
Прежде всего существует ли отчуждение немалой части (если не большинства) населения современной России от политических партий? Может быть, это злостные выдумки критиков нынешней российской партийно-политической системы? Увы, как свидетельствуют многие социологические исследования, а косвенно и результаты последних выборов, проводившихся в разных регионах России (низкая явка избирателей, значительное число проголосовавших "против всех" и другие формы протестного голосования), в стране наблюдается заметное недоверие к политическим партиям и отчуждение от них многих групп избирателей. Сошлюсь хотя бы на данные опросов, проведенных Институтом комплексных социальных исследований РАН: согласно этим данным, с 1998 года по 2003 год доля россиян, считающих для себя важным право выбирать между несколькими партиями, сократилось с 16% до 3%, а доля считающих важным наличие в стране оппозиции, способной контролировать президента и правительство, уменьшилось с 21% до 15%. При этом, как показывают социологические опросы, сама идея выборности власти, особенно выборности президента по-прежнему остается важной для большинства российских граждан.
Существует и множество других данных, прямо или косвенно говорящих о недоверии к политическим партиям. Среди всех основных общественных и государственных организаций политические партии стабильно пользуются наименьшим доверием: им доверяют не более 5-10% населения, зато не доверяет около половины граждан России. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в апреле 2003 г., только 18% опрошенных россиян объяснили свое голосование за какую-либо партию тем, что "эта партия может защитить интересы таких людей, как я". Среди сторонников той или иной партии в основном преобладали такие мотивы, как "я симпатизирую лидеру этой партии" (68% сторонников ЛДПР и 46% сторонников "Яблока"), "я поддерживаю эту партию уже долгое время" (46% сторонников КПРФ), "партия поддерживает президента страны В.Путина" (42% сторонников "Единой России"). Иными словами, если партии и пользуются поддержкой какой-то части населения, то главным образом либо по привычке, либо из-за симпатии к их лидерам или президенту Путину, а вовсе не потому, что эти партии защищают интересы каких-либо социальных групп.
Вообще говоря, такая ситуация вряд ли может считаться нормальной в современном демократическом обществе. Отношение значительной части российского населения к политическим партиям не просто недоверчивое, оно в лучшем случае безразличное, а в худшем - резко негативное. И объяснять этот факт только молодостью российской демократии, непривычностью для граждан России многопартийности вряд ли имеет смысл - тем более, что в начале 1990-х годов отношение к политическим партиям в российском обществе было более позитивным. Основную роль здесь играют другие факторы и причины.

ПОЧЕМУ НЕ ДОВЕРЯЮТ ПАРТИЯМ
Разумеется, есть причины недоверия политических партиям, которые характерны не только для России, но и для многих других стран (отсутствие у некоторых групп населения интереса к политике, мнение части избирателей, что "все уже предрешено" и "от таких, как я, ничего не зависит", невыполнение партиями своих предвыборных обещаний и т.п.). Но в современной России основную роль играют другие важные причины. Назову некоторые из них. Во-первых, для рядового гражданина, не искушенного в политике, все российские партии выглядят "на одно лицо" или, точнее, вовсе не имеют лица, у них нет своего яркого, эмоционально окрашенного и отвечающего запросам избирателей запоминающегося образа, как нет и важных для рядовых граждан дел и крупных достижений. Многие партии не могут найти "своего" избирателя, их лозунги, программы и предложения по существу безадресны, а граждане, в свою очередь, не могут понять, зачем им вообще нужны партии и что полезного они делают. Во-вторых, большинство партий в современной России недостаточно учитывают ценности, запросы и потребности тех групп избирателей, на которые они ориентируются и которые могли бы их поддержать. В-третьих, российские партии "просыпаются" только перед выборами, когда им нужны голоса избирателей, но помогать рядовым гражданам в решении их проблем в промежутке между выборами они не хотят и не могут. В-четвертых, ощущается дефицит или полное отсутствие связи политических партий с группами интересов (профсоюзами, женскими, экологическими, студенческими и другими организациями). В-пятых, партии, как правило, мало доступны, они представляют собой иерархические и достаточно бюрократические структуры, которые не вникают в проблемы рядовых избирателей, не работают с их обращениями и жалобами.
При этом одни партии чрезмерно и необоснованно уповают на так называемый административный ресурс, разного рода пиар и политические (в том числе "грязные") технологии, а другие - на ошибки власти и ухудшение ситуации в стране. Между тем, вопреки расхожему мнению, российские избиратели - вовсе не такие уж манипулируемые люди, поведение большинства из них достаточно рационально. Кажущаяся "иррациональность" российских граждан - неявка на выборы, голосование "против всех", поддержка лидеров, ориентирующихся на маргиналов и т.п. связана прежде всего с колоссальной неудовлетворенностью поведением политических партий.
Все перечисленные причины недоверия избирателей политическим партиям сводятся к одному: прежние методы работы политических партий с избирателями теряют свою эффективность и приводят к негативным результатам и для партий, и для избирателей. Если политические партии хотят добиться поддержки граждан, им нужно использовать новые подходы и методы.

КАК НАЙТИ СВОЕГО ИЗБИРАТЕЛЯ
Как добиться доверия избирателей и какие способы общения с ними могут изменить ситуацию к лучшему? На этот счет могут быть разные мнения и суждения. Конечно, простого и исчерпывающего ответа на этот сложный вопрос быть не может, но подходы к решению проблемы все же имеются.
Среди всех перечисленных выше причин отчуждения населения от партий обращает внимание неумение или нежелание большинства российских политических партий создавать свой внятный, позитивный и обоснованный в глазах избирателей образ, формировать свое "лицо". Сейчас у нас вошло в моду к месту и не к месту употреблять слово "брэнд". Многие российские партии всерьез считают, что такой брэнд у них есть, но это иллюзия. Брэнд - это не просто "торговая марка" или символ, это прежде всего конкретное ощущение у людей полезности данного продукта, товара или организации; в брэнде происходит соединение эмоциональных и рациональных особенностей восприятия данного "продукта" соответствующими потребителями. Так вот, в случае российских политических партий их главный изъян - отсутствие такого брэнда, отсутствие у избирателей реальной потребности в них, а значит и отсутствие спроса на партии. Именно поэтому и возникает ситуация, когда партий или кандидатов много, а выбирать не из кого.
Создание настоящего, а не мнимого брэнда политической партии - специальная, многоступенчатая и кропотливая работа. Она не сводится ни к политическим технологиям, ни к малоэффективным встречам партийных руководителей с "электоратом" и требует от политической партии или организации новых подходов к общению с избирателями, понимания их психологии, ценностей и потребностей. Оригинальная методика построения такого брэнда, позволяющая определить и довести до избирателя конкретную полезность той или иной партии разработана, например, отечественной фирмой МаКон, занимающейся маркетинговым анализом и консультированием. Однако большинство российских партий предпочитают работать по старинке, надеясь на яркие личности в своем списке или на административный ресурс. Но и то, и другое срабатывает все меньше. Реальность такова, что без целенаправленной работы над своим брэндом никакая политическая партия или организация сейчас не может рассчитывать на доверие и признание избирателей. Между прочим, самая массовая и стабильно набирающая значительное число голосов российская партия - КПРФ фактически заимствовала уже готовый образ и брэнд у КПСС, не создав почти ничего нового. Это определяет стабильность и вместе с тем ограниченность электората КПРФ. Однако новые политические партии, возникшие и возникающие до сих пор в России должны заново формировать свое брэнд, терпеливо создавать свой понятный и, главное, нужный избирателям образ, не рассчитывая на то, что чудеса политтехнологов или броские лозунги легко приведут их к успеху.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Итак, без преодоления отчуждения населения от партий в России не будет ни демократии, ни вообще стабильной политической системы. Преодолеть это отчуждение не так-то просто, для этого необходимо не просто использовать определенные политические технологии, но и научиться по-настоящему понимать психологию и нужды российских избирателей. Ставка той или иной политической партии на манипулирование общественным сознанием, как показывает опыт, не приводит к устойчивому успеху; очень скоро избиратели начинают чувствовать, что их в очередной раз обманули. И это влияет на отношение россиян к политическим партиям.
Главная проблема, как представляется, состоит в том, что большинство российских политических партий пока еще не готовы к обновлению способов работы с избирателями, они предпочитают кустарные и малоэффективные средства. В результате огромные деньги расходуются впустую, избиратель чувствует себя обманутым и разочарованным, а доверие к политическим партиям продолжает падать, хотя падать ему вроде уже некуда. Переломить эту опасную тенденцию можно, но для этого нужна не только политическая воля, но и большая работа с использованием новых подходов и оригинальных методов, направленных на создание устойчивых брэндов политических партий.

ВАШ ОТКЛИК!

Из поступивших откликов на статью.
Ольга МАЛИНОВА: "О партийных "брэндах"."

 

АРХИВ ВИРТУАЛЬНОГО ЭССЕ