Новая книга!
В данной рубрике отдельными, как правило, тематическими выпусками публикуются анонсы только что вышедших из печати книг, представленных издательскими аннотациями и фрагментами авторского текста.


Представляем подготовленную издательством «КАНОН-пресс-Ц» книгу известного политолога
Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества».

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Широко известное исследование Б. Андерсона посвящено распространению национализма в современном мире. Своеобразие трактовки автором ключевых понятий нации и национализма заключается в глубоком социально-антропологическом подходе к их анализу. При этом автор учитывает социально-политический и исторический контекст формирования национализма.

Светлана Баньковская
ВООБРАЖАЕМЫЕ СООБЩЕСТВА
КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Название знаменитой книги Бенедикта Андерсона у всех на слуху. Формулу «воображаемые сообщества» освоили даже те, кто никогда не читал знаменитого сочинения. Не удивительно. Кажется, она полностью раскрывает содержание, будучи полемически заострена против всех концепций нации и национализма, предполагающих некоторую объективную, независимую от социальных конструкций составляющую этих феноменов. Андерсон становится на конструктивистскую точку зрения. И может показаться, будто формула эта — действительно исчерпывающая, а дальше, собственно, «можно и не читать» — и так ясно, что национализм обязан своим возникновением не осознанию подлинно существующей между людьми общности, но конструкции, воображению, чему-то, скорее всего, не подлинному и ошибочному. Но мало того, подобное отнесение концепции Андерсона к конструктивизму способно также внушить мысль, будто для самой социологии здесь, в принципе, нет ничего нового, потому что, в конце концов, все сообщества, строго говоря, воображаемы. Они существуют лишь постольку, поскольку участвующие в них люди воспринимают себя именно в качестве членов таковых. Но что значит «воспринимать себя в качестве члена сообщества»? Почему именно сообщества, а не общества и не государства? Все эти вопросы напрашиваются здесь невольно, и пытаясь разобраться в них, по видимости столь невинных, мы понемногу начинаем осознавать масштаб концепции Андерсона и ее поистине фундаментальное значение...

...Книга Андерсона занимает особое место в ряду исследований национализма потому, что автор, учитывая социально-политический контекст формирования наций и различного рода национализмов, выходит за рамки тра-диционного анализа — сравнительно-политического, исторического, социально-экономического или антропологического. Здесь нации и национализм выступают как «особые культурные артефакты», «самые универсальные ценности в политической жизни», а не как идеологии. Для Андерсона национализм — это, прежде всего, аналитическая категория для обозначения особой констелляции исторических сил, «спонтанная дистилляция сложного пересечения дискретных» событий, а не результат социальной эволюции. Он подчеркивает ценностный смысл нации, ее способность мотивировать ценностно-ориентированное поведение в современном рационализированном обществе. Что делает нацию той ценностью, за которую можно и умереть? — вот, пожалуй, самый насущный вопрос, который не может не заинтриговать любого читателя.
Отвечая на этот вопрос, Андерсон теоретически связывает нации и национализм с трансформациями в универсальных культурных системах (религия, язык, империя), с «глубинным изменением в способах восприятия мира». Аналитически эти изменения описаны с помощью универсальных же категорий пространства, времени и дви-жения. Своим существенным и особым вкладом в изучение национализма сам Андерсон считает именно анализ изменившегося восприятия времени и пространства.
Нация в такой трактовке выступает как новый, характерный для современного общества, способ связывать воедино, в целостном восприятии, пространство, время и человеческую солидарность. Особенность этого соединения и заключается в том, что оно не осуществимо без воображения, опосредующего и обосновывающего коллективную связь, без унифицирующего воображения, создающего культурно целостные воображаемыесообщества, которые к тому же имеют ценностный характер...

...«Воображаемые сообщества» — при всех недостатках, которые найдет придирчивый критик — образцовое социологическое сочинение новейшего времени. Изощренный анализ, глубокое владение предметом, теоретическая состоятельность в самых тонких вопросах, не разъединенная, но соединенная с анализом предмета, наконец, невероятная легкость как симптом невероятной учености — все это позволяет считать книгу Андерсона моделью фундаментального социологического исследования.

В издательстве «Канон-Пресс-Ц» готовится к публикации в 2001 г. однотомник  произведений английского философа Эдмунда Берка (1729-1797)
под названием «Государство. Общество. Политика».

 В однотомник вошли следующие тексты: «В защиту естественного общества или обозрение бед и несчастий, приходящихся на долю человечества в любого рода искусственно созданном обществе. В письме покойного благородного сочинителя к Лорду ***» (1756 г.); «Письмо от м-ра Берка к Джону Фарру и Джону Харрису, эсквайрам, шерифам города Бристоль, об американских делах» (1777 г.); «Речь г-на Берка в Гильдейском зале, в г. Бристоль, произнесенная накануне недавних выборов в этом городе по поводу некоторых моментов его парламентской деятельности» (1780 г.); «Обращение по поводу тронной речи 14 июня 1784 года»; «Письмо г-на Берка к члену Национальной Ассамблеи в ответ на некоторые возражения в отношении его книги о положении дел во Франции» (1791 г.); «Письма, адресованные члену нынешнего Парламента по поводу предложения о мире с Директорией Франции, виновной в цареубийстве» (1796 г.). Составление, перевод текстов, вступительная статья и примечания – д.ф.н. Л.В.Поляков.

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Э.Берк – основатель и классик современной консервативной мысли. Его роль в консервативной традиции сопоставима с ролью Ж.-Ж.Руссо в традиции либерально-демократической. Включенные в однотомник тексты позволяют читателю проследить становление Берка как мыслителя и политика на протяжении сорока лет. Первое произведение («В защиту естественного общества...») раскрывает Берка как тонкого пародиста-стилизатора.

Этот текст появился анонимно и был немедленно приписан перу знаменитого политика и мыслителя – Г.Болингброка, поскольку в нем принципы критики исторического христианства с деистических позиций перенесены в политическую сферу. Берк, к середине 60-х гг. XVIII в. приобретший известность в качестве автора «Философского исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», предстал в «Оправдании естественного общества...» как изощренный оппонент философско-политического радикализма, которому предстояло резюмироваться во французской революции 1789 г. В однотомник вошли три текста, характеризующие Берка как профессионального политика – члена британского парламента от партии вигов. В них наглядно представлена классическая стилистика консервативной политической философии, использовавшей разбор конкретного случая текущей политической жизни в качестве метода формулирования той или иной политической максимы.

Два последних текста представляют собой продолжение и завершение работы Берка по фундаментальной критике политической практики и мировоззренческих оснований французской революции, начатой им в книге «Размышления о революции во Франции» (1790 г.). Здесь Берк открыто восстает против руссоизма, в котором усматривает главный духовный исток «якобинства» - движущей силы революционного террора.