Новая книга!

В данной рубрике отдельными, как правило, тематическими выпусками публикуются анонсы только что вышедших из печати книг, представленных издательскими аннотациями и фрагментами авторского текста

Представляем новые книги издательской группы «Праксис»

 

Генеральный директор — Иван Александрович Фомин

Адрес издательства: 127486, Москва, Коровинское шоссе, д.9, корп.2.

Заказы на приобретение книг издательства "Праксис" можно отправлять по адресу: praxis@hotbox.ru

Фридрих Георг Юнгер

НИЦШЕ
Перевод с немецкого А. В. Михайловского.

Серия: "Идеологии"

М.: Издательство " Праксис", 2001. 256 с.

Работа немецкого поэта и мыслителя Фридриха Георга Юнгера (1898-1977), впервые опубликованная в 1949 году, раскрывает духовные истоки и основные этапы философской эволюции Ницше. Работа построена на анализе таких ключевых для мышления Ницше понятий, как "воля к власти", "вечное возвращение", "сверхчеловек", "европейский нигилизм".
Книга может представлять интерес как для философов и историков мысли, так и для всех интересующихся творчеством Ф. Ницше и идеями "консервативной революции".

СОДЕРЖАНИЕ

А. В. Михайловский. Поэт возвращения

Рождение трагедии

Заратустра

Гёльдерлин и Ницше

Воля к власти

Антихрист

Вечное возвращение

Сверхчеловек

Актер

Масса

Заключение
Примечания
Избранная библиография

Гюнтер Фигаль. Послесловие

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Перед нами спокойная и вместе с тем решительная книга. Свои мысли автор развивает так же, как и в других эссе: без всякой риторики, ясно, без прикрас, иногда даже сухо, но зато точно выверенными шагами. Фридрих Георг Юнгер никого не желает убеждать, не представляет он и никакой "позиции", которую следовало бы аргументировать, подкрепляя или отстаивая при помощи научного арсенала бесчисленных примечаний. Иногда складывается впечатление, будто он пишет для самого себя.

И в самом деле, эта книга - опыт самопрояснения. По словам автора, она должна проверить влияние, которое оказали на него мысли Ницше, после того, как он долго избегал встречи с его сочинениями по причине "некоего едва осознаваемого недовольства". Однако такое самопрояснение вовсе не сосредоточено на самом себе. Оно без остатка отдается делу и потому может оказаться весьма важным для читателей. Разумеется, эта книга о Ницше не является более "актуальной" с точки зрения филологической науки; его текстологический базис, - если учитывать ситуацию, сложившуюся после выхода критического издания, - недостаточен. Однако она дает возможность присутствовать при том, как человек, настроенный совершенно критически, но отнюдь не полемически, внимательно отслеживает мысли Ницше в точном смысле слова, как он еще раз пытается вдумчиво взвесить их и тем самым свободно взглянуть на физиогномику его произведений. Это упражнение высокого ранга.

Для Фридриха Георга Юнгера творчество Ницше в целом представляется таким, как назвал свою первую книгу сам Ницше, а именно "кентавричес-ким" - соединением несоединимого. Связь между философией и поэзией, анализом и прозрением напряжена до предела. Даже в поздних идеях "воли к власти" и "вечного возвращения подобного" Юнгер вновь обнаруживает ощутимое уже в книге о "Рождении трагедии" напряжение между рациональным прочерчиванием границы и преодолевающим все границы целостным созерцанием. В то время как идея воли к власти подразумевает дифференциацию мира и вместе с тем упорядоченный, наполненный ориентирами мир, то учение о возвращении говорит о всеобъемлющем утверждении становления, о са-монастраивании на безграничность становления.

Исходя из такой внутренней раздвоенности, Юнгер стремится понять и проблематичное, неудавшееся в творчестве Ницше. Он усматривает их главным образом в том, "что мыслитель и художник не могут объединиться в одном лице" и тем не менее, как свидетельствует прежде всего "Заратустра", вынуждены объединиться. В понимании Юнгера, Ницше выходит за пределы своего языка: хоть он и погрузился в "ситуацию мифа", чтобы дать слово божественному началу в образе Диониса, сделав, таким образом, неизбежный шаг от философии к поэзии, однако, выполняя задачу поэта, потерпел неудачу.

Под таким углом зрения, небольшая глава, озаглавленная "Гёльдерлин и Ницше", имеет ключевое значение для понимания юнгеровской книги. У Гёльдерлина, в прочтении Юнгера, был опыт дионисийского, и его поэзия делает этот первичный опыт доступным. Он становится убедительным и потому может воздействовать. Поэзия, говорит Фридрих Георг Юнгер, должна превращать: "Нельзя помыслить поэта, который ничего не превращает, который не придает своему языку превращающей силы". Поэтому Ницше не был поэтом, поэтому в его центральной идее возвращения отсутствует "понятие превращения". Вместо того, чтобы мыслить возвращение поэтически, по образу праздника, как событие, которое "уничтожает время", Ницше "придерживается понятия абсолютного времени" и заставляет вечно становящийся, кружащийся в себе мир двигаться по закону "застывшего ньютоновского времени". Дионис, "бог, обращающий к богатству и избытку" жизни, зажимается в тесные рамки идеи катящегося колеса, а это колесо вращается по законам математически и технически понятого мира; у него "всегда одна и та же ротация".

Эта идея служит вступлением ко второй большой теме книги Юнгера. Ницше интересен ему также своим диагнозом современности с ее все более возрастающей динамикой, как мыслитель, желавший постичь свое время и оттого избегавший всякой возможности действовать, сообразуясь с ним. Так как мысль Ницше является в этом отношении радикальной и последовательной, то все попытки политизировать ее оказываются несостоятельны - с намерением ли переманить на свою сторону или направить против какой-то идеологии. Творчество Ницше, согласно Юнгеру, не подстраивается под "политические цели современности", оно "соразмерно эпохам мысли", и неизбежное злоупотребление его идеями "тотчас же оборачивается против того", кто его совершает.

На первый взгляд, все это выглядит как обыкновенная апология, однако Юнгер отдает должное тому обстоятельству, что большая философия не может поместиться в рамках какой-то эпохи, а сама создает свою историю идей, из которой постигается ее собственное философское притязание. Более того, здесь можно усмотреть некоторое родство: Фридрих Георг Юнгер, подчеркивая свободу Ницше от собственной эпохи, говорит в том числе и о себе. Он тоже избегал публичных выступлений, будучи в равной мере решительным и сдержанным.

В тех местах книги, где речь идет о деле - деле постижения современности - голос Юнгера звучит не менее отчетливо. Автор большого эссе о "Совершенстве техники" высказывает здесь собственные мысли, причем не только дискутируя с Ницше. Когда Юнгер говорит, что мышление Ницше "само захвачено динамизмом, который заработал с удвоенной силой", и сам он попытался "ускорить этот процесс, подбросить угля в топку, усилить его мощность и довести его как можно быстрее до нулевого уровня", то это можно понять как реплику на главное произведение его брата Эрнста, книгу "Рабочий", вышедшую в 1932 году и также содержавшую диагноз эпохи. То же самое можно сказать и о предположении, что в конце современность пожирает самое себя, и только такой "конец движения" может быть "началом чего-то нового" - именно этого и следует ожидать, а не исполнения техники в новом, накладывающем отпечаток на всю действительность "гештальте рабочего". Концепция главного труда раннего Эрнста Юнгера была навеяна Ницше. Оттого-то мысль Ницше и образует исходную точку этого по сути полемического разговора, остающегося все же разговором двух братьев.

Поэзия и философия в их взаимосвязи, диагноз современности - вот две оси, вокруг которых вращается книга Фридриха Георга Юнгера. Этим объясняется и то, почему он не рассматривает другие важные стороны творчества Ницше. Лишь три произведения, говорит он в самом начале, могут считаться главными произведениями Ницше: помимо "Рождения трагедии" и "Заратустры" - еще "Воля к власти". Автор афоризмов его не интересует; критика морали и "психолога" он рассматривает с плохо скрываемым недоверием; философ, развивающий свою мысль в пику классической античности - Сократу и Платону - появляется лишь на полях. Однако своей книгой Фридрих Георг Юнгер создал как бы схематичный образ именно так понятого философа Ницше. Чистое разделение поэзии и мысли, которое осуществляет Юнгер, акцентирование неполитического характера философской диагностики эпохи идет философии на пользу.

Гюнтер Фигаль
Тюбинген


Рецензию Анны Резниченко на книгу Ф.Г. Юнгера "Ницше" вы можете прочитать в девятом выпуске БИБЛИОБЗОРА

Никлас Луман

ВЛАСТЬ
Перевод с немецкого А. Ю. Антоновского.

Серия: "Образ общества"

М.: Издательство "Праксис", 2001. — 256 с.

Работа крупнейшего современного немецкого социолога, создателя оригинальной концепции социальных систем, посвященная рассмотрению одной из ключевых проблем современной социальной и политической теории - проблеме власти. В своем анализе автор предлагает своеобразную трактовку власти как средства социальной коммуникации.

Книга будет интересна социологам, политологам, философам, а также всем, кому небезразличны проблемы общества и политики. На русском языке публикуется впервые.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Власть как средство коммуникации

II. Отношение действия

III. Кодовые функции

IV. Власть и физическое насилие

V. Жизненный мир и техника

VI. Генерализация влияния

VII. Риск власти

VIII. Общественная релевантность власти

IX. Организованная власть Примечания Библиография

А. Ю. Антоновский. Социальные системы Никласа Лумана

 

.

Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.

НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМ
Перевод с английского и немецкого
Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского.

Серия "Новая наука политики"

М.: Издательство "Праксис", 2002. — 416 с.

В сборнике статей, впервые опубликованном известным лондонским издательством "Версо" в 1996 году, ведущие социальные мыслители Запада - Юрген Хабермас, Эрнст Геллнер, Эрик Хобсбаум, Майкл Манн и другие - размышляют о природе национализма. Какова та роль, которую национальные движения играют в современном мире? Насколько универсальна теория национального государства? Как процесс формирования национальных государств связан со становлением индустриального общества на Западе? Какой тип государственного устройства наилучшим образом способствует поддержанию этнической терпимости? Каково будущее принципа права наций на самоопределение в XXI веке? На все эти вопросы пытаются ответить авторы сборника.

СОДЕРЖАНИЕ

Бенедикт Андерсон
Введение

Лорд Актон
Принцип национального самоопределения

Отто Бауэр
Национальный вопрос и социал-демократия

Мирослав Хрох
От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе

Эрнест Геллнер
Пришествие национализма. Мифы нации и класса

Джон Броии
Подходы к исследованию национализма

Энтони Д. Смит
Национализм и историки

Гопал Балакришнан
Национальное воображение

Парта Чаттерджи
Воображаемые сообщества: кто их воображает?

Кэтрин Вердери
Куда идут "нация" и "национализм"?

Сильвия Уолби
Женщина и нация

ЭрикДж. Хобсбаум
Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе

Том Неирн
Интернационализм и второе пришествие

Юрген Хабермас
Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства

Майкл Манн
Нации-государства в Европе и на других континентах: разнообразие форм, развитие, *угасание

Ральф Дарендорф

ТРОПЫ ИЗ УТОПИИ
Перевод с немецкого Б. М. Скуратова, В. Л. Близнекова.

Серия "Образ общества"

М.: Издательство "Праксис", 2002. — 536с.

Сборник произведений одного из крупнейших социологов современности, профессора Лондонской школы экономики Ральфа Дарендорфа посвящен широкому кругу проблем современной социологической теории. В работе рассматривается статус социологического знания в гуманитарных исследованиях, особенности образа человека, создающегося в социологических исследованиях, роль, которую сыграла немецкая теоретическая социология в победе национал-социализма в Германии, влияние Маркса на современную социальную мысль.
Книга будет интересна социологам, политологам, философам, а также всем, кому небезразличны проблемы общества и политики. На русском языке публикуется впервые.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Введение в социальную науку

1. Путь к эмпирической науке
2. О возможности социологии как эмпирической науки
3. Элементы социологии
З.1. Общество как факт
3.2. Основные понятия социологии

К критике социологии в ее истории

4. Социология и индустриальное общество
5. Социальная наука и оценочные суждения.

Послесловие к дискуссии об оценках

6. Социология в Германии
6.1. Социология и национал-социализм
6.2. Аспекты немецкой социологии послевоенного периода

Человек и общество

7. Homo Sociologicus: Опыт об истории, значении и критике категории социальной роли
8. Социология и человеческая природа

Равновесие и процесс: против статического предрассудка в социологической теории

9. Структура и функция. Толкотт Парсонс и развитие социологической теории
10. Тропы из Утопии. К новой ориентации социологического анализа
11. Функции социальных конфликтов
12. Карл Маркс и теория социального изменения
13. Похвала Фрасимаху. К новой ориентации политических теорий и политического анализа

Господство и неравенство

14. Амба, американцы и коммунисты. К тезису об универсальности господства
15. Современное положение теории социальной стратификации
16. О происхождении неравенства между людьми

Примечания