Новая книга!
В данной рубрике отдельными, как правило, тематическими выпусками публикуются анонсы только что вышедших из печати книг, представленных издательскими аннотациями и фрагментами авторского текста
Представляем новые книги издательской группы «Праксис»
Генеральный директор — Иван Александрович Фомин
Адрес издательства: 127486, Москва, Коровинское шоссе, д.9, корп.2.
Заказы на приобретение книг издательства "Праксис" можно отправлять по адресу: praxis@hotbox.ru
НИЦШЕ Серия: "Идеологии" М.: Издательство " Праксис", 2001. 256 с. Работа немецкого поэта
и мыслителя Фридриха Георга Юнгера (1898-1977), впервые опубликованная
в 1949 году, раскрывает духовные истоки и основные этапы философской эволюции
Ницше. Работа построена на анализе таких ключевых для мышления Ницше понятий,
как "воля к власти", "вечное возвращение", "сверхчеловек",
"европейский нигилизм". СОДЕРЖАНИЕ А. В. Михайловский. Поэт возвращения ПОСЛЕСЛОВИЕ И в самом деле, эта книга - опыт самопрояснения. По словам автора, она должна проверить влияние, которое оказали на него мысли Ницше, после того, как он долго избегал встречи с его сочинениями по причине "некоего едва осознаваемого недовольства". Однако такое самопрояснение вовсе не сосредоточено на самом себе. Оно без остатка отдается делу и потому может оказаться весьма важным для читателей. Разумеется, эта книга о Ницше не является более "актуальной" с точки зрения филологической науки; его текстологический базис, - если учитывать ситуацию, сложившуюся после выхода критического издания, - недостаточен. Однако она дает возможность присутствовать при том, как человек, настроенный совершенно критически, но отнюдь не полемически, внимательно отслеживает мысли Ницше в точном смысле слова, как он еще раз пытается вдумчиво взвесить их и тем самым свободно взглянуть на физиогномику его произведений. Это упражнение высокого ранга. Для Фридриха Георга Юнгера творчество Ницше в целом представляется таким, как назвал свою первую книгу сам Ницше, а именно "кентавричес-ким" - соединением несоединимого. Связь между философией и поэзией, анализом и прозрением напряжена до предела. Даже в поздних идеях "воли к власти" и "вечного возвращения подобного" Юнгер вновь обнаруживает ощутимое уже в книге о "Рождении трагедии" напряжение между рациональным прочерчиванием границы и преодолевающим все границы целостным созерцанием. В то время как идея воли к власти подразумевает дифференциацию мира и вместе с тем упорядоченный, наполненный ориентирами мир, то учение о возвращении говорит о всеобъемлющем утверждении становления, о са-монастраивании на безграничность становления. Исходя из такой внутренней раздвоенности, Юнгер стремится понять и проблематичное, неудавшееся в творчестве Ницше. Он усматривает их главным образом в том, "что мыслитель и художник не могут объединиться в одном лице" и тем не менее, как свидетельствует прежде всего "Заратустра", вынуждены объединиться. В понимании Юнгера, Ницше выходит за пределы своего языка: хоть он и погрузился в "ситуацию мифа", чтобы дать слово божественному началу в образе Диониса, сделав, таким образом, неизбежный шаг от философии к поэзии, однако, выполняя задачу поэта, потерпел неудачу. Под таким углом зрения, небольшая глава, озаглавленная "Гёльдерлин и Ницше", имеет ключевое значение для понимания юнгеровской книги. У Гёльдерлина, в прочтении Юнгера, был опыт дионисийского, и его поэзия делает этот первичный опыт доступным. Он становится убедительным и потому может воздействовать. Поэзия, говорит Фридрих Георг Юнгер, должна превращать: "Нельзя помыслить поэта, который ничего не превращает, который не придает своему языку превращающей силы". Поэтому Ницше не был поэтом, поэтому в его центральной идее возвращения отсутствует "понятие превращения". Вместо того, чтобы мыслить возвращение поэтически, по образу праздника, как событие, которое "уничтожает время", Ницше "придерживается понятия абсолютного времени" и заставляет вечно становящийся, кружащийся в себе мир двигаться по закону "застывшего ньютоновского времени". Дионис, "бог, обращающий к богатству и избытку" жизни, зажимается в тесные рамки идеи катящегося колеса, а это колесо вращается по законам математически и технически понятого мира; у него "всегда одна и та же ротация". Эта идея служит вступлением ко второй большой теме книги Юнгера. Ницше интересен ему также своим диагнозом современности с ее все более возрастающей динамикой, как мыслитель, желавший постичь свое время и оттого избегавший всякой возможности действовать, сообразуясь с ним. Так как мысль Ницше является в этом отношении радикальной и последовательной, то все попытки политизировать ее оказываются несостоятельны - с намерением ли переманить на свою сторону или направить против какой-то идеологии. Творчество Ницше, согласно Юнгеру, не подстраивается под "политические цели современности", оно "соразмерно эпохам мысли", и неизбежное злоупотребление его идеями "тотчас же оборачивается против того", кто его совершает. На первый взгляд, все это выглядит как обыкновенная апология, однако Юнгер отдает должное тому обстоятельству, что большая философия не может поместиться в рамках какой-то эпохи, а сама создает свою историю идей, из которой постигается ее собственное философское притязание. Более того, здесь можно усмотреть некоторое родство: Фридрих Георг Юнгер, подчеркивая свободу Ницше от собственной эпохи, говорит в том числе и о себе. Он тоже избегал публичных выступлений, будучи в равной мере решительным и сдержанным. В тех местах книги, где речь идет о деле - деле постижения современности - голос Юнгера звучит не менее отчетливо. Автор большого эссе о "Совершенстве техники" высказывает здесь собственные мысли, причем не только дискутируя с Ницше. Когда Юнгер говорит, что мышление Ницше "само захвачено динамизмом, который заработал с удвоенной силой", и сам он попытался "ускорить этот процесс, подбросить угля в топку, усилить его мощность и довести его как можно быстрее до нулевого уровня", то это можно понять как реплику на главное произведение его брата Эрнста, книгу "Рабочий", вышедшую в 1932 году и также содержавшую диагноз эпохи. То же самое можно сказать и о предположении, что в конце современность пожирает самое себя, и только такой "конец движения" может быть "началом чего-то нового" - именно этого и следует ожидать, а не исполнения техники в новом, накладывающем отпечаток на всю действительность "гештальте рабочего". Концепция главного труда раннего Эрнста Юнгера была навеяна Ницше. Оттого-то мысль Ницше и образует исходную точку этого по сути полемического разговора, остающегося все же разговором двух братьев. Поэзия и философия в их взаимосвязи, диагноз современности - вот две оси, вокруг которых вращается книга Фридриха Георга Юнгера. Этим объясняется и то, почему он не рассматривает другие важные стороны творчества Ницше. Лишь три произведения, говорит он в самом начале, могут считаться главными произведениями Ницше: помимо "Рождения трагедии" и "Заратустры" - еще "Воля к власти". Автор афоризмов его не интересует; критика морали и "психолога" он рассматривает с плохо скрываемым недоверием; философ, развивающий свою мысль в пику классической античности - Сократу и Платону - появляется лишь на полях. Однако своей книгой Фридрих Георг Юнгер создал как бы схематичный образ именно так понятого философа Ницше. Чистое разделение поэзии и мысли, которое осуществляет Юнгер, акцентирование неполитического характера философской диагностики эпохи идет философии на пользу. Гюнтер Фигаль
Рецензию Анны Резниченко на книгу Ф.Г. Юнгера "Ницше" вы можете прочитать в девятом выпуске БИБЛИОБЗОРА |
ВЛАСТЬ Серия: "Образ общества" М.: Издательство "Праксис", 2001. — 256 с.
Работа крупнейшего современного немецкого социолога, создателя оригинальной концепции социальных систем, посвященная рассмотрению одной из ключевых проблем современной социальной и политической теории - проблеме власти. В своем анализе автор предлагает своеобразную трактовку власти как средства социальной коммуникации. Книга будет интересна социологам, политологам, философам, а также всем, кому небезразличны проблемы общества и политики. На русском языке публикуется впервые. СОДЕРЖАНИЕ
|
ТРОПЫ ИЗ УТОПИИ Серия "Образ общества" М.: Издательство "Праксис", 2002. — 536с. Сборник произведений одного из крупнейших
социологов современности, профессора Лондонской школы экономики Ральфа
Дарендорфа посвящен широкому кругу проблем современной социологической
теории. В работе рассматривается статус социологического знания в гуманитарных
исследованиях, особенности образа человека, создающегося в социологических
исследованиях, роль, которую сыграла немецкая теоретическая социология
в победе национал-социализма в Германии, влияние Маркса на современную
социальную мысль. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие К критике социологии в ее истории Человек и общество Равновесие и процесс: против статического предрассудка
в социологической теории Господство и неравенство
|