|
Российская
академия наук
Институт сравнительной политологии
Е.Г.Плимак, И.К.Пантин
ДРАМА РОССИЙСКИХ РЕФОРМ И РЕВОЛЮЦИЙ
(сравнительно-политический анализ)
М.: Издательство «Весь Мир», 2000. — с. 360.
Основные вопросы, поставленные
авторами, формулируются так:
Почему генезис, становление капитализма
в России, оказался отличным от аналогичных процессов на Западе?
Почему освободительная борьба в России, признанная уничтожить
самодержавие и крепостничество, приобрела еще и антибуржуазный характер?
В чем заключалось объективное содержание, результат вроде бы восторжествовавшей
здесь в Октябре 1917 года «социалистической» революции?
Каковы наши перспективы после распада СССР в начале 90-х годов XX века?
Почему не удались в России за три столетия «догоняющего развития», прошедшие
со времен Петра Великого, все проводимые «сверху» крупные социальные
реформы?
В силу чего не дали исторически обнадеживающего результата произошедшие
в XX веке в России три народные революции?
Наконец, почему Россия остается в фазе «мнимой цивилизации», а не «подлинной»
цивилизации, несмотря на наличие казалось бы всех цивилизационных предпосылок
(огромные природные богатства, привыкший к трудностям трудолюбивый народ,
технологические прорывы и культурные достижения мирового значения)?
*
* * * *
Мировая капиталистическая
система в целом складывалась под «цивилизующим» воздействием первоначально
возникшего в Западной Европе центра капиталистического развития (Англия
и ее соседи) на периферию (Россия, Балканские страны, Индия, Китай Япония
и так далее); под страхом гибели буржуазия передового Запада заставляла
«все нации принять буржуазный способ производства». Вместе с тем «второй
эшелон» развития капитализма, к которому принадлежала Россия, не просто
копировал «первый эшелон». Однонаправленные по сравнению с Западом процессы
происходили на Востоке в специфической форме, им был, как правило, присущ
особый, иной, чем в Западной Европе и ее дочернем ответвлении - США, тип
развития.
Сегодня, видимо, не надо доказывать ту истину, что «историческая среда»,
сама вовлеченность России со времен Петра I в систему политического соперничества
великих держав, международных экономических связей, обмена товарами и
идеями определила начало превращения отсталой евразийской страны в буржуазную.
Трудность проблемы в другом: понять, в какой мере и почему сам генезис
капитализма в России оказался существенно отличным от соответствующих
процессов на Западе; почему, в частности, освободительная борьба, призванная
«снять» противоречия между азиатством, крепостничеством и буржуазными
элементами прогресса, приобрела сугубо антибуржуазный характер, не сохранив
вообще после Октября 1917 года позитивных результатов предыдущих этапов
борьбы и достижений Запада. Наконец, предстоит выяснить, в чем заключается
объективное содержание, действительный исторический смысл «Октябрьской
социалистической революции», которая, решив ряд задач, недорешенных при
царизме (ликвидация помещичьего землевладения, окончательное завершение
«первоначального накопления», индустриализация страны, культурная революция),
выродилась в систему — пользуемся определением Маркса — «грубого коммунизма»,
не только не превзошедшего капитализм, но и стоящего «ниже» его по ряду
важнейших параметров.
* * * * *
Догоняющее развитие России
— мы видим это на примерах царствования Петра I, Александра II, Николая
II и «царствующего» генсека Сталина — было в России вынужденным. Его вызвало
к жизни прежде всего отставание страны, к тому же в условиях внешней угрозы
с Запада и Востока (Япония). В наши дни положение России существенно иное,
рассматриваем ли мы факторы ее внешнего или внутреннего развития.
* * * * *
Большевики продержались у
власти более 70 лет благодаря «мобилизационному» типу развития страны
(особо жесткая разновидность догоняющего развития), но так и не подошли
к выполнению главной своей задачи: превзойти капиталистические страны
по производительности труда. Правда, в 30-е—40-е годы усилиями народа,
включая узников ГУЛАГА, была создана крупная индустриальная база на востоке
страны, позволившая СССР в союзе с западными демократиями сокрушить гитлеровскую
Германию. На долю СССР выпала главная тяжесть борьбы и жертв. Но после
победы руководство КПСС, превратив ряд освобожденных государств в своих
сателлитов, оказалось бессильным создать новый миропорядок.
Развязанная в мировом масштабе «холодная война» между СССР и США привела
к невиданной гонке ядерных вооружений, а затем — к крушению восточно-европейской
империи, созданной Сталиным. Развал постиг и многонациональный Советский
Союз, что нанесло огромный ущерб развитию всего постсоветского пространства
(обрыв экономических связей единого хозяйственного организма, падение
производства, подрыв обороноспособности, падение престижа государства,
обнищание и даже вымирание масс населения при непомерном обогащении «новой
полукриминальной буржуазии» и коррумпированного чиновничества). Правда,
положение поначалу не казалось таким безысходным. Были планы сохранения
единого экономического и оборонного пространства, планы углубления разделения
труда. Но, к сожалению, почти все решения вновь созданного Содружества
независимых государств (СНГ) остались в основном на бумаге. Независимость
новых стран подтолкнула их к самостоятельному плаванию в море ми-повой
политики, к дистанцированию от России. Развеялась и надежда на то, что
«свободный рынок» избавит эти страны от всех бед. Что же касается России,
то намерение ввести здесь капитализм за одно-два президентства (вспомним
обещание Ельцина с трибуны американского конгресса) оказалось беспочвенной
утопией — формации, как известно, создаются десятилетиями, если не веками.
Реформы неолибералов длятся уже 9 лет, но они оказались негодными даже
для того, чтобы просто вытащить страну из экономической ямы. Между тем
мир развивается такими бурными темпами, что нам остается на выздоровление
и выполнение насущных стратегических задач всего два-три десятилетия,
затем наше отставание станет уже бесповоротным...
Можно ли сменить догоняющее развитие страны, по которому Россия двигалась
в течение трех веков, развитием устойчивым, адекватным, направленным не
столько на возвращение былой военной мощи, сколько на органическое развитие
всего нашего общества и экономики?
* * * * *
Что же нам делать?
Прежде всего, нам предстоит сохранить собственную нишу в многообразном
и многополюсном мире, чего мы пока, к сожалению, не делаем. Россия уже
утратила первенство в покорении космоса, а ведь деградирующий сегодня
космический комплекс тянул за собой развитие многих отраслей промышленности.
Под угрозой потери достигнутого уровня до самого последнего времени находилась
вся сфера высоких технологий, связанная с ВПК (но не с промышленностью
в целом!). До сих пор не созданы условия для мелкого и среднего бизнеса,
который в большинстве процветающих стран явился мотором экономического
прогресса, не преодолен застой в промышленности и сельском хозяйстве,
простаивают и разрушаются производственные мощности.
При этом следует иметь в виду, что оздоровление и восстановление российской
экономики должно означать не просто восстановление индустрии тридцатилетней
давности или ставку на единственно развитый в стране топливно-энергетический
комплекс. Реиндустриализация должна означать переход на создание новейших,
компактных, материалосберегающих и трудосберегающих, экологически чистых
технологий, при всестороннем развитии информатики (здесь мы отстаем от
развитых стран на несколько порядков). А для этого предстоит всерьез заняться
вложением средств в человека, улучшением качества жизни людей и стимулированием
научно-технического труда.
* * * * *
При смене целей развития
перед Россией возникнут новые задачи: формирование в нашей стране действительного
гражданского общества, совершенствование федерализма, местного самоуправления,
развитие судебной системы, преодоление засилья бюрократии в центре и на
местах, беспощадная борьба с коррупцией. С точки зрения демократии это
элементарные, первичные задачи. Но не забудем, что у нас за ними стоят
века догоняющего развития, традиции населения и власти, от которых избавиться
нелегко.
Мы полагаем, что в России можно добиться всеобщего обновления страны только
с помощью обновленного государства. Без достаточно эффективного государственного
регулирования невозможно ни создание цивилизованного рынка, ни прекращение
деградации культуры, голодания и вымирания малообеспеченных слоев населения.
Однако, обновленное государство должно быть сильным, авторитетным, но
не авторитарным, государством не для коррумпированной элиты, а для народа
и через народ. Для этого нужна прозрачность социальных и политических
отношений на всех уровнях, что даст возможность контроля общественности
над властными структурами и финансовыми потоками.
Такова, думается, должна быть стратегия
нашего развития, если мы не хотим ограничиваться латанием дыр, выпрашиванием
«траншей» у кредиторов, а будем заниматься действительным реформированием
страны. Адекватной стратегией, другими словами, мы называем поворот лицом
к актуальнейшим собственным проблемам страны и решение их с помощью и
на основе всесторонней демократизации общества и обновления государства.
Надо учиться решать проблемы до того, как они превратятся в источник бескомпромиссных
столкновений и кристаллизуются в качестве противоборствующих направлений,
развязывать исторические узлы, а не разрубать их. надо критически изучать
опыт других стран, а не просто копировать его в российских условиях.
Следствием подобного рода стратегии будет, как нам представляся стабильное
и динамичное общество, которое займет подобающее место среди мировых лидеров.
Туда редко попадают, делая именно это самоцелью. Современной России путь
догоняющего развития явно противопоказан, что не означает будто нет другого
пути.
Россия переживала немало тяжелейших кризисов, когда народу приходилось
расплачиваться за действия незадачливых, а то и преступных политиков.
Демократия дает принципиальную возможность сделать мирным путем правильный
выбор руководства, которое было бы способно оказаться на высоте исторических
задач страны, и, опираясь на поддержку и творческие силы народа, могло
бы повести страну вперед. Будем надеяться, что эта возможность реализуется
не в столь отдаленные времена.
В чем же заключается проблема России на переломе XX и XXI веков, очерчивающая,
как представляется, общее направление (и только направление!) развития
страны? Это проблема выхода российского, а еще раньше — советского
общества, за рамки индустриализма как типа и стадии развития производительных
сил и, главное, как специфической цивилизационной модели с характерным
для нее типом личности. Станет ли этот выход альтернативой североатлантической,
западной цивилизации, или наоборот, Россия пойдет за Западной Европой
— сказать трудно, если вообще возможно. Одно ясно: с точки зрения развития
в Современности подобного рода выход должен стать альтернативой прежде
всего «самобытной нецивилизованности», из которой мы уже пытались выходить
дважды (ленинско-бухаринский НЭП и горбачевская «перестройка») и оба раза
— не получив искомого результата.
Либеральные реформаторы начала 90-х годов думали совсем по-большевистски,
одним махом, одним движением (вспомним хотя бы «обвальную приватизацию»,
обратившуюся разбазариванием госимущества) пытались отрезать российское
общество от всего его прошлого — и самодержавного, и «коммунистического».
Разумеется эти надежды оказались иллюзорными. Жизнь показала, что в России
(думаем не только в ней) ломать государство означает только одно
— порождать смуту. Лишенное государственной составляющей, государственного
регулирования общество остается наедине с собственными паталогиями
— коррупцией, преступностью, произволом, безответственностью.
На наш взгляд, предстоит не просто ломать, а лечить российское
государство, шаг за шагом превращая его в современный демократический
институт, бороться с излишней централизацией, не допуская одновременно
своеволия региональных элит; преодолевать шаг за шагом бюрократически-клиентелистский
тип управления страной и хозяйством, формировать цивилизованный рынок,
не допуская разгула рыночной стихии и помня о соотносительности категорий
«цивилизованный рынок» — «социальное государство».
Другими словами, авторы данной книги, как, по-видимому, уже догадался
читатель, отрицают запрограммированность, предуготовленность исторического
развития России — будь-то «европейский», «евразийский», «китайский» или
«бразильский вариант». Как всякое живое общество России должна будет в
разных формах и разными путями вбирать и перерабатывать, опыт и достижения
стран Запада и Востока, ушедших вперед, в соответствии со своими потребностями
и внутренними условиями, историческими особенностями развития, менталитетом.
Мы отдаем себе отчет, что характер народов, наций, или, как сейчас принято
говорить, их менталитет, — тема трудная для обсуждения, в нее легко привносится
много произвольного и надуманного. И тем не менее сам характер — вещь
вполне реальная. В нем подытоживается очень многое: и природные условия,
и размеры территории, и историческая судьба народа, и строй его речи,
и быт, и традиции и т.д. и т.п. Но, пожалуй, самое главное — укоренившийся
способ обращения человека с человеком.
Российская проблема на протяжении всей ее истории — это, главным образом,
проблема преодоления произвола в отношениях между людьми. Без преодоления
произвола не могло быть законности, духовной независимости, свободы и
прав человека, не говоря уже о раскрепощении личности.
Известно высказывание Н.Г. Чернышевского о россиянах: «Нация рабов, —
снизу доверху все сплошь рабы». Но мало кто знает, какое глубокое содержание
русский мыслитель вкладывал в это признание. Он писал в «Апологии сумасшедшего»
(1861), так и не увидевшей свет при жизни автора: «Основное наше понятие,
упорнейшее наше предание — то, что мы во все вносим идею произвола. Юридические
формы и личные усилия для нас кажутся бессильны и даже смешны, мы ждем
всего, мы хотим все сделать силою прихоти, бесконтрольного решения, на
самопроизвольную готовность и способность других мы не надеемся... Каждый
из нас маленький Наполеон или, лучше сказать, Батый. Но если каждый из
нас Батый, то что же происходит с обществом, которое состоит из Батыев?...
От одной этой привычки, созданной долгими веками, нам отрешиться едва
ли не потруднее, чем западным народам от всех своих привычек и понятий».
Думаем, читатель понял, в чем и в каких пределах авторы данной книги не
согласны с самыми честными «западниками». Нам, россиянам, предстоит на
рубеже веков решать проблему создания современного общества не так,
как ее решало на протяжении веков европейское человечество, а учитывая
наше прошлое, в особенности недавнее, и императивы Современности.
История отвергла, оставила в прошлом тоталитаризм, и коммунистический,
и фашистский. Но проблема модернизации отдельных стран, целых регионов
в условиях колоссальной разницы уровней развития не снята с повестки дня.
Не снята в двояком смысле. С одной стороны, новые основания международной
жизни, новый мировой порядок, базирующийся на животворящей силе различий,
не только не сформировались, но и вообще поставлены под вопрос стремлением
развитых стран к гегемонии. Натовский способ решения межэтнического конфликта
— наглядный тому пример. Новый мировой лидер (разумеется, «либеральный»,
«демократический»!) пытается сегодня подчинить страны и людей своему контролю,
силой навязывает «единственно цивилизованные», «прогрессивные» способы
разрешения сложнейших вековых проблем, превращая тем самым любой конфликт
в предкатастрофу, способную детонировать мир, поставить человечество на
грань самоуничтожения. С другой стороны, как никогда, на переломе тысячелетий
становится ясно, что люди не могут повсюду жить на один манер, даже если
за подобным «манером» стоят успехи ряда регионов. Существование человечества
— не только каким оно было, но и каким ему быть, — это мир своеобразия,
специфики, различий, не нивелируемых другими, даже «передовыми», государствами
и регионами, но и не противопоставляющих себя универсализму. Ответ на
вопрос «что делать?» у каждой страны может быть только своим собственным.
Но чтобы ответ этот был сегодняшним, а не вчерашним и позавчерашним, он
должен учитывать проблему Завтра, т.е. быть современным.
|