Новая книга!
В
данной рубрике отдельными, как правило, тематическими
выпусками
публикуются анонсы только что вышедших из печати книг,
представленных издательскими аннотациями и фрагментами авторского текста.
Представляем книги издательства "Весь Мир" (ИВМ) http//vesmir.tsx.org
Директор — Олег Александрович ЗИМАРИН
Адрес
издательства: 101831, Москва, Колпачный пер., д.9а
Тел. (095) 917 80 46, 917 87 49
Заказы
на приобретение книг издательства "РОССПЭН" можно отправлять по адресу:
vesmirorder@vesmirbooks.ru
После этого издательство расчитает стоимость заказа и вышлет счет по факсу,
почте или e-mail. После оплаты указанной суммы, в Ваш адрес будет отправлена
заказная бандероль с книгами.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Пер. с англ.
М.: Издательский дом "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир",
2000. - 320с. Charles F. Andrain. ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Обилие литературы по политологии в книжных магазинах - будь то учебник (с грифом "рекомендовано для студентов" такого-то и такого-то учебного заведения), хрестоматия (конечно, с "древнейших времен и до наших дней") или популярное издание (в котором автор обязуется "просто и доходчиво" рассказать о сложных проблемах политологии), одновременно и радует и настораживает. Радует, поскольку политология заняла прочное место в ряду общественных дисциплин, без которых ныне немыслимо получение образования студентом, собирающимся связать свою жизнь и карьеру с политикой, и настораживает из-за разноголосицы авторов, которые либо употребляют одни и те же термины, но вкладывают в них прямо противоположный смысл, либо не видят смысла в том, чтобы термины, ими введенные, соответствовали уже устоявшимся. В результате мы имеем и "сравнительную" политологию, и "компаративную", "акторов" и "группы по интересам"... Перечисление может быть продолжено до бесконечности. Необходимо как-то "договориться" и облегчить жизнь и авторам, и читателям, поэтому издатели видят свою задачу в том, чтобы снабдить и тех и других словарно-справочной литературой по политологии*, а также фундаментальными теоретическими работами, в которых подходы и трактовки важнейших вопросов политологии отодвигают на второй план проблемы терминологии. Именно к таким работам принадлежит книга Чарльза Эндрейна, профессора политологии в Университете Сан-Диего. Опубликованная в 1994 году, она не утратила своего значения и может служить своего рода компасом для тех, кто задался вопросом о многообразии существующих в мире систем и том воздействии, которое они оказывают на экономическую структуру общества и поведение индивида. Объектом пристального внимания автора становятся как страны Востока (Китай, Южная Корея), так и Западной и Восточной Европы (Великобритания, Швеция, Россия), при этом механизм функционирования той или иной политической системы рассматривается в строго временных и историко-культурных рамках - это может быть конфуцианский Китай, либо сталинская Россия, либо Швеция в период правления социал-демократов. В результате сравнительного или, если хотите, компаративного анализа Ч. Эндрейн вычленяет четыре типа политических систем: бюрократическую, авторитарную, согласительную и мобилизационную и дает читателю возможность ознакомиться с параметрами развития каждой из них. Вопрос о функционировании политических систем автор тесно увязывает с идеей социального прогресса и грустно констатирует, что "все системы, к какому бы типу они ни принадлежали, демонстрируют несовпадение намерений и реальных результатов". Однако не на этой грустной ноте профессор политологии завершает свою книгу, устремляя взор из века XX в век XXI: "При любой системе люди продолжают надеяться на такую государственную политику, которая принесет им больше прав, экономическое изобилие и облегчит им развитие равенства". Решать вопросы наиболее приемлемого политического устройства придется новому поколению, которое войдет в следующее тысячелетие, вооруженное знаниями, почерпнутыми, по нашему мнению, из таких книг, как книга Эндрейна. Именно молодежи, студенчеству адресуют это издание многочисленные зарубежные рецензенты, отмечая ее неординарность и манеру изложения. Издательство "Весь Мир" с радостью присоединяется к рекомендациям специалистов и предлагает книгу Эндрейна учащимся, овладевающим азами политических наук, преподавателям, читающим курс лекций по политологии, а также тем, для кого политика является сферой профессиональной деятельности. ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ Начиная с середины 70-х годов нашего столетия во всем мире происходило ухудшение экономической ситуации. Промышленно развитые и развивающиеся страны, бывшие социалистические государства Восточной Европы столкнулись с проблемами, вызванными инфляцией, безработицей, замедлением темпов развития и усилением неравенства в распределении доходов. Если период с 50-х до начала 70-х годов представлял собой "золотой век" индустриальных капиталистических стран, то после 1973 г. темпы экономического роста стали замедляться, усилились инфляция и безработица. В ряде стран, среди которых США, Великобритания и даже Швеция, углубилась пропасть между бедными и богатыми. В Восточной Европе после 1975 г. также имели место падение темпов экономического развития, рост инфляции; проведение стратегий, нацеленных на демонтаж административно-командных экономических систем, обернулось повышением цен и нестабильным положением в сфере занятости. Поощрение дифференцированного подхода к оплате труда как метода повышения его производительности привело к увеличению неравенства в доходах. В конце 70-х годов такая же ситуация сложилась в странах Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Избежать экономического кризиса, вызванного вхождением в систему капиталистической экономики, удалось лишь немногим развивающимся странам, главным образом восточноазиатским. В этой книге речь в первую очередь пойдет о воздействии политического устройства на экономику и о социальных последствиях изменений образа правления. Политические системы включают в себя три аналитически различаемые составляющие: социально-политические структуры, культурные ценности и отдельные линии поведения. Автор рассматривает различные институты, организации и группы, от которых зависит формулирование той или иной политики. В работе анализируется процесс, в ходе которого привносимые названными структурами ценности трансформируются в те или иные приоритеты текущей политики, такие, как, например, стимулирование экономического роста или уравнивание доходов. В поведенческом плане автора интересуют действия политических лидеров и параметры вовлечения в политику всей совокупности граждан. Структурный, культурный и поведенческий аспекты взаимосвязаны. Мотивы поведения отдельных людей, специфика восприятия ими происходящего, их индивидуальные установки и образ действий становятся понятными благодаря изучению микрополитических аспектов процесса проведения политики. Индивиды управляют структурами, дают ту или иную трактовку культурных ценностей и, тем самым, могут вносить изменения в макрополитические составляющие. Структурные и культурные аспекты не только ограничивают действия отдельно взятых людей, но и способствуют принятию ими решений, ведущих к системным изменениям. Подобный целостный подход к рассмотрению политических систем дает возможность связать теорию с практикой. Общие теории функционирования систем рассматриваются применительно к некоторым конкретным случаям. Теория стимулирует отбор наиболее важных проблем, может объяснить социально-политические последствия и предложить интерпретацию многосложного мира. Анализируя такие случаи в широких временных и пространственных рамках, автор показывает, настолько неодинаково одно и то же теоретическое положение объясняет происходящее в зависимости от конкретных условий. Во Введении раскрывается взаимосвязь таких понятий, как капитализм, социализм и политическая демократия. В первой главе проведен сравнительный анализ четырех типов политических систем, и дана оценка их ориентации на демократические свободы, социалистическое планирование или капиталистическое накопление: народная (племенная), бюрократическая авторитарная, согласительная и мобилизационная. Данная классификация строится по трем параметрам: 1) ценностные иерархии и интерпретация культурных ценностей, оказывающих решающее воздействие на формирование политических приоритетов; 2) воздействие на политический процесс со стороны таких структур, как правительство, политические партии, социальные группы внутри страны, различные иностранные институты; 3) поведение лидеров и масс. Четыре главы первой части посвящены исследованию того способа формирования политики, который отличает каждый из названных типов, а также рассмотрению конкретных обществ, являющихся олицетворением этих абстрактных моделей. Иллюстрациями народной (племенной) системы служат сан (бушмен) и ибо. В главе 3 проводится сравнение трех азиатских бюрократических авторитарных режимов: конфуцианского Китая, Японии эпохи Мэйдзи и современной Южной Кореи. В главе 4 рассматриваются Швеция и Великобритания, являющиеся примерами социал-демократической и либерально-демократической разновидностей согласительной системы. В главе 5 исследуется мобилизационный процесс в период русской революции 1917 г., в сталинском Советском Союзе и Корейской Народно-Демократической Республике. При анализе этих примеров, обращается внимание на стратегии осуществления социальных преобразований и пропасть, разделяющую цели и реальные результаты. Во второй части исследуются системные преобразования, происходившие во всем мире на протяжении XX в. В главе 6 они анализируются с теоретической точки зрения. В следующих трех главах рассмотрены конкретные преобразования в мобилизационной, бюрократической авторитарной и согласительной системах на примере Германии, бывшего Советского Союза, Китая, Вьетнама, Южной Кореи, Тайваня, Ирана, Кубы, Бразилии, Аргентины, Чили и Уругвая. В заключительной главе современные структурные теории развития трактуются, исходя из функционирования вышеуказанных типов политических систем. Теории модернизации, зависимости и институциональная теория предлагают различные способы достижения таких целей, как права человека, экономический рост, равенство доходов и развитие личности, но из-за влияния культурных, структурных и поведенческих ограничений мало кому из политических лидеров удается этого достичь. |
Брюс Майроф ЛИКИ ДЕМОКРАТИИ. Перевод: Горохов А.Ю., Зайцев Л.Н., Неподаев
Ю.А., Якушкина И.А. Bruce Miroff. Издание осуществлено при содействии Отдела по вопросам печати и культуры Посольства США К ЧИТАТЕЛЮ Новый взгляд на американских политических
лидеров …Политическое наследие большинства из рассматриваемых лидеров оставалось в США неизменно актуальным, и общество всегда разделялось в отношении к нему по политическим симпатиям и привязанностям. Подобного разделения не смогло избежать и большинство биографов. Майроф среди них - достаточно редкое исключение. Его аналитическую манеру я бы назвал объективистской - он пытается выявить и рассмотреть самые разные, порой очень противоречивые черты политического мышления, поведения, стиля лидеров и дать им сбалансированную оценку. Ни один из этих девяти лидеров не является его героем, у каждого из них свои плюсы и минусы (у одних больше плюсов, у других минусов) с точки зрения той модели политического лидерства, которая представляется Майрофу оптимальной в демократическом обществе… Избрав в качестве одного из главных объектов осмысления политическую демократию, Майроф вступает в дискуссию уже не только и не столько с историками - политическими биографами, сколько с армией политологов, для которых тема американской демократии была, есть и будет классической и актуальной темой № 1. А первый вопрос этой темы - есть ли в Америке политическая демократия вообще, а если есть, то в каком количестве. Как это не покажется странным читателю, далеко не все американские политологи считают США образцовой демократией. Более того - и это поразит современного российского читателя еще больше - большинство американских политологов, в отличие от их российских коллег, Америку таковой не считают. Среди американских политологов существуют четыре основные точки зрения на политическое управление и политический режим в США. Согласно первой США представляют собой образцовую демократию. Эта точка зрения является и неотъемлемой частью американской национальной идеи (а таковая существовала всегда), но среди серьезных политологов ее разделяют немногие. Другая, прямо противоположная точка зрения, утверждает, что американское политическое управление является олигархическим. Это, можно сказать, официальная научная доктрина левого крыла американских политологов, которые всегда были в явном меньшинстве (но среди них есть весьма талантливые и яркие исследователи). Между этими двумя точками зрения расположились две промежуточные: одна определяет американское политическое управление как систему политического плюрализма, а вторая как демократический эли-тизм. Именно эти промежуточные "серединные" точки зрения и пользуются наибольшей популярностью среди профессиональных политологов. Концепция политического плюрализма утверждает, что политическая власть в США формируется и осуществляется на основе конкуренции разнообразных социально-экономических и политических интересов, групп, институтов (знаменитый политолог Роберт Даль назвал эту систему власти на классический древнегреческий манер полиархией). Как видно, это не власть некоего механического большинства народа, осуществляемого к тому же самим народом, что предполагает концепция демократии, но определенными демократическими чертами она, безусловно, обладает. Концепция же демократического элитизма предполагает, что политическое управление в США, как оно осуществляется на практике, состоит из двух основных компонентов. Первый- это демократические механизмы формирования политической власти (главный среди них - регулярные всеобщие выборы), второй - отправление политической власти элитой, или правящим классом. Таким образом реальное повседневное управление страной находится в руках элиты, а не народа. Брюс Майроф, как может заключить читатель, относится к тем, кто видит в американском политическом управлении воплощение демократического элитизма (замечу, что на мой взгляд, среди рассмотренных выше четырех точек зрения именно эта концепция является наиболее реалистической)… Книга Майрофа предстает как историко-политологическое исследование, причем обе ее составные части - историческая и политологическая -достаточно самостоятельны и глубоки. Полагаю, что ее смогут по достоинству оценить и историки, и политологи. Впрочем, как и широкий круг читателей, интересующихся историей и политикой, особенно же актуальными для современной России проблемами политической демократии и политического руководства. Майроф развеивает многие иллюзии, связываемые с лидерами, выступающими под знаменами политической демократии, и он показывает, сколь тернист путь к подлинно демократическому правлению. Даже в образцовых, по меркам многих россиян, странах западной демократии власть распределена крайне неравномерно, она сконцентрирована по большей части в руках элит, а идеал Авраама Линкольна - "правление народа, посредством народа и для народа" остается для демократии высокой мечтой. В. В. СОГРИН, |
Владимир Согрин ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ США. XVII-XX вв. М.: Издательство "Весь Мир",
2001. - 400с. Книга известного ученого, профессора МГИМО В.В. Согрина представляет собой глубокое исследование политической истории США со времен первых поселенцев и до конца XX века. Автор переосмысливает традиционные подходы, касающиеся развития американской политической системы. В работе всесторонне выявлено изменение соотношения демократического, элитарного, плюралистического и олигархического компонентов политической системы Соединенных Штатов на разных исторических этапах. Автор предложил взвешенную и целостную концепцию американской политической истории, заслуживающую самого пристального внимания не только специалистов-историков, но также преподавателей и студентов, изучающих политологи", социологию, теорию государства и права. ВВЕДЕНИЕ Российское общество демонстрирует устойчивый интерес к США и их опыте особенно политическому. Соперничающие российские партии и фракции, несмотря на все разногласия, то и дело апеллируют к американским политическим моделям (разделение властей, федерализм, взаимоотношения партий, импичмент и др.) как к образцам, с которыми надлежит сверять политическую практику новой России. Но вот трактовки этих моделей оказываются самыми противоречивыми. Крайне противоречиво - от восторженно апологетического до резко негативного - отношение к американской модели разных слоев российского общества. Политический опыт США оброс в современной России всевозможными мифами и идеологемами. Обращаясь к изучению четырехвекового американского политического опыта, я ставил перед собой ряд задач, среди которых выделю главные. Первая заключается в выявлении качественно различных этапов политической истории США, раскрытии в ней преемственности и обновления. При этом среди тысяч политических событий, реформ, законов я стремился выявить и осмыслить те, которые в политическом опыте США имели определяющее значение, но которые в распространенных описательно-хронологических исследованиях зачастую растворяются в массе менее значимых, а то и второстепенных событий. Вторая задача состоит в раскрытии роли политических институтов - государства и его трех ветвей, политических партий и партийно-политической системы, равно как государственно-правовых норм. конституции, политической культуры и идеологии, в формировании и обновлении политического процесса и политического режима на разных исторических этапах. Третья задача - выявление и осмысление политической роли социальных групп, элит, лидеров на разных исторических этапах. Из этой задачи, как, впрочем, и из предыдущих, вытекает вопрос, который являлся для меня путеводным: как организовывалась и организуется и как и между кем распределялась и распределяется политическая власть в США? Наконец, четвертая задача - это критический анализ основных исторических и политических концепций американского опыта, их соотношение с исторической практикой и собственными выводами автора.
|
СОЗДАВАЯ
СОЦИАЛЬНУЮ ДЕМОКРАТИЮ Издательство "ВЕСЬ
МИР". Москва, 2000. CREATING SOCIAL DEMOCRACY Издание книги осуществлено при поддержке Фонда трехсотлетия Государственного банка Швеции. СОДЕРЖАНИЕ Несмотря на то что книга "Создавая социальную демократию" была издана в 1989 г., она до сих пор остается актуальным и наиболее полным исследованием исторической роли шведской социал-демократии в течение века. Поводом к изданию книги послужило то, что именно в 1989 г. Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) праздновала свой столетний юбилей. Переработанный английский вариант издания вышел в США в 1992 г. и послужил основой для перевода этой книги на русский язык. "Создавая социальную демократию" -
книга о партии и ее политике в течение столетия. Основное внимание уделено
последним десятилетиям рассматриваемого периода. Когда авторы книги
писали свои главы, события этих недавних десятилетий были еще слишком
близки, чтобы дать им историческую оценку. Это, а также доступ к новым
источникам могут в дальнейшем привести к некоторому пересмотру выводов
в отдельных главах. Однако важно то, что авторы, стремясь создать целостную
картину, все же взяли на себя смелость выдвинуть для обсуждения целый
ряд актуальных вопросов. "Создавая социальную демократию" -
книга не политическая, а научная. Она стала итогом двухлетнего исследовательского
проекта, который финансировался Фондом трехсотлетия Государственного
банка Швеции. Авторы книги - шведские и зарубежные ученые - высококвалифицированные
специалисты. Их профессионализм и мастерство редакторов, а не партийные
установки были определяющими в этой исследовательской работе. Таким
образом, эта книга является результатом многолетних научных усилий,
которые нашли свое выражение в ряде других важных публикаций этих же
авторов. Поддержку в издании книги на русском языке оказал
Фонд трехсотлетия Государственного банка Швеции. Бенгт ЁРАНССОН. Карин ЭНГЛУНД |