Новая книга!

В данной рубрике отдельными, как правило, тематическими выпусками
публикуются анонсы только что вышедших из печати книг,
представленных издательскими аннотациями и фрагментами авторского текста.

В выпуске от 12.07.2001

Дж. СОРОС
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО. РЕФОРМИРУЯ ГЛОБАЛЬНЫЙ КАПИТАЛИЗМ

Пер. с англ. - М.:
Некоммерческий фонд "Поддержки Культуры, Образования и Новых Информационных Технологий",
2001. - 458 с.


ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Мне кажется, что для русских читателей эта книга может представлять особый интерес. Я имею в виду не только главу "Кто потерял Россию?", но и саму концепцию открытого общества. В такой стране, как Россия, стране, которая лишь недавно отошла от тоталитаризма и которой по-прежнему угрожает опасность вновь к нему соскользнуть, идея свободы ценится намного дороже, чем в странах с давней демократической традицией. То, что я сейчас скажу, возможно, покажется странным, но я искренне верю, что сам дух открытого общества выражен в сегодняшней России живее, чем на Западе. В России по-настоящему озабочены тем, чтобы не закрыли независимую телевизионную компанию, и властям приходится с этим настроением общества считаться.

В главе, посвященной России, я утверждаю, что не Россия была потеряна, а Запад потерял возможность обратить ее в верного союзника. Осуществлявшийся после Второй мировой войны план Маршалла позволил ввести Западную Германию в европейское сообщество. А вот после развала советской империи Запад упустил историческую возможность помочь преобразовать Россию и другие входившие в состав бывшего Советского Союза страны из закрытого общества в открытое. Отчего мир в целом стал только беднее. И тем не менее Россию нельзя списывать со счетов: в ней бесспорно жив дух открытого общества.

Могу сказать со всей определенностью: я не утратил связанных с Россией надежд. Я продолжаю поддерживать мой фонд, радуюсь от души его успехам и, что гораздо важнее, фонд этот уже зажил собственной жизнью как институт российского гражданского общества. В этой книге я пишу о тех опасностях, которыми чревата зарубежная помощь. Предпринятое в 1989 году создание фонда в Советском Союзе безусловно столкнулось со многими из них. История фонда Сороса оказалась почти такой же пестрой и многозначной, как история России за тот же самый период. Жаль, конечно, что нам так долго пришлось наводить порядок в нашем доме. Однако ныне он определенно пребывает в порядке, и я горжусь тем вкладом, который фонд вносит в жизнь российского общества.

Книга посвящена по преимуществу идеям отвлеченным, однако моя причастность к жизни России вполне конкретна и эмоциональна. Она уходит корнями в судьбу моего отца, ставшего в ходе Первой мировой войны военнопленным и после бегства из сибирского лагеря пережившего русскую революцию. В детстве он рассказывал мне о своих злоключениях, и у меня было такое ощущение, будто я испытал их сам. Вот почему я очень рад, что моя книга переведена на русский язык и сможет попасть в руки российских читателей.
Джордж Сорос Апрель 2001 г.


ИЗ ВВЕДЕНИЯ

Это - труд по практической философии. В данной книге предлагается определенная концепция, которая призвана стать руководством к действию. Я следовал ей как в своей финансовой, так и в филантропической деятельности и считаю, что она может быть применена также и к жизни общества в целом. Она закладывает основополагающие принципы глобального открытого общества. Поставленная мною задача оказалась достаточно амбициозной. Для ее решения мне пришлось охватить довольно широкий круг проблем и действовать одновременно в нескольких направлениях: философском и практическом, социальном и личностном...

...В мире широко распространено сильно преувеличенное мнение обо мне как о своего рода финансовом гуру, и с куда меньшим почтением люди относятся к моим взглядам на проблемы политики и безопасности. На самом же деле, я всего лишь один из многих финансистов-практиков; вместе с тем я едва ли не единственный, кто ведет целенаправленную и планомерную работу по предотвращению кризисов.

В этой книге я обосновываю следующее утверждение: мировые демократии должны создать нечто вроде альянса с двоякой целью: во-первых, для того, чтобы способствовать развитию открытых обществ в отдельных странах и, во-вторых, для укрепления международного права и институтов, необходимых глобальному открытому обществу.

Мы живем в глобальной экономике, для которой характерны свободный обмен товарами и услугами и, в еще большей степени, свободное движение капитала. Вследствие этого процентные ставки, валютные курсы и биржевые котировки в различных странах оказываются тесно взаимосвязаны, а глобальные финансовые рынки оказывают громадное влияние на экономические условия во всем мире. Финансовый капитал находится в привилегированном положении. Капитал вообще более мобилен, чем иные факторы производства, а финансовый капитал более мобилен, чем иные его формы. Глобализация финансовых рынков крайне затруднила для отдельных стран налогообложение капитала, поскольку его теперь можно увести куда угодно. Учитывая, что международный финансовый капитал играет решающую роль в судьбах отдельных государств, сегодня уже можно говорить о глобальной капиталистической системе.

Мы являемся свидетелями триумфа капитализма в мире, однако мы не можем говорить о триумфе демократии. В современном мире наблюдается принципиальное несоответствие между политическими и экономическими условиями. Глобальная экономика уже сложилась, однако политические институты все еще строятся на принципе государственного суверенитета. Как же примирить требования глобального общества с государственным суверенитетом? Это и есть главная проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся.

Капитализм и демократия вовсе не обязательно идут рука об руку. Но между ними есть определенная связь: повышение уровня жизни и формирование среднего класса представляют собой факторы, в какой-то степени стимулирующие стремление к свободе и демократии, а также к большей политической стабильности. Однако связь эта далеко не автоматическая. Нередко деловые круги, как национальные, так и международные, оказывают моральную и материальную поддержку репрессивным режимам, которые никогда не выпускают власть из своих цепких рук добровольно. Мы наблюдаем это во многих странах, особенно там, где ставка делается на природные ресурсы, такие как нефть или алмазы. Возможно, самая большая опасность для свободы и демократии в сегодняшнем мире исходит от далеко не священного союза государства и бизнеса.


Центр исследований постиндустриального общества
Журнал "Свободная мысль"
представляет:

Ларри ЗИДЕНТОП
ДЕМОКРАТИЯ В ЕВРОПЕ

Пер. с англ.; Под редакцией В.Л. Иноземцева
М.,"Логос" 2001. - 360с.

Larry Siedentop
DEMOCRACY IN EUROPE
ALLEN LANE
THE PENGUIN PRESS

АННОТАЦИЯ.

Книга раскрывает политическое измерение европейской интеграции. Автор доказывает, что ощутимое отставание политических процессов от экономического сближения стран Европы уже вылилось в кризис демократической легитимности, когда становление общеевропейского "сверхгосударства" оказалось не подкреплено адекватными политическими решениями и институтами. В опоре на опыт федерализма в США анализируются культурно-исторические условия и этические аспекты создания в Европе федеративной государственности, отвечающей либеральным идеалам гражданских свобод, самоуправления и автономии. Глубоко и разносторонне освещаются наиболее острые и сложные проблемы политического развития Европы.

Для политологов, экономистов, культурологов, историков, ученых и специалистов в области государства и права, международных отношений. Представляет интерес для государственно-политических кругов и широкой общественности.

Содержание
В.Л. Иноземцев. Демократия перед вызовом истории
Предисловие к русскому изданию
Предисловие
1. Демократические свободы в масштабе континента?
2. Где же наши мэдисоны?
3. Дилемма современной демократии
4. Как Британия потеряла свой голос
5. О значимости конституций
6. Три формы государственного устройства
7. Создание открытого политического класса
8. Европа и глобальный рынок
9. Европа и Соединенные Штаты
10. Европа, христианство и ислам
11. Политическая сдержанность и социальное многообразие в Европе: перспективы
Краткая библиография
Указатель

ИЗ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ СТАТЬИ В.Л. ИНОЗЕМЦЕВА "ДЕМОКРАТИЯ ПЕРЕД ВЫЗОВОМ ИСТОРИИ":

Новой книге оксфордского профессора-политолога Ларри Зидентопа, несомненно, предназначено было стать заметным событием современной социологической литературы. Актуальность проблемы, оригинальный подход к ее исследованию, четкость аргументов и, наконец, само название, вызывающим образом перекликающееся с названием знаменитого труда Алексиса де Токвиля, - все это гарантировало ей благосклонное внимание широкой читательской аудитории. Важным фактором успеха стала и своевременность выхода книги в свет - первые читатели получили ее осенью 2000 года, в канун нового тысячелетия, когда подведение итогов и оценка перспектив казались столь естественными.

Сама по себе тема демократии в современном мире не может оставить равнодушным не только социолога, но и любого человека, практически безотносительно к тому, в какой стране - свободной или тоталитарной - ему выпало жить. За долгие века развития демократической формы правления позитивный образ демократии приобрел столь универсальный характер, что вряд ли сегодня кто-нибудь осмелился бы публично утверждать, что демократии может быть слишком много. Безусловно, история свидетельствует, что демократия демократии рознь, но никакие отклонения от идеальной модели, сколь бы уродливыми они зачастую ни оказывались, не отрицают необходимости стремиться к ее установлению, ибо позитивное влияние демократии на общественную жизнь на протяжении последних двух столетий вряд ли может быть оспорено.

Однако что обычно понимается под демократией? Не оказались ли до неузнаваемости деформированы представления о ней тем хаосом, что охватил в последние десятилетия социологическую теорию? Каковы основания современной демократии? Насколько они отличны от античной демократии, от демократических форм, существовавших в эпоху средневековья, и, наконец, от демократии времен формирования гражданского общества и национальных государств? Как демократические общества могут и должны реагировать на размывание границ национальных государств, на растущую угрозу этнической, религиозной и нравственной идентичности своих (и чужих) стран? Возможен ли "экспорт" демократической культуры за пределы западного мира? Все эти вопросы находятся в поле зрения Л. Зидентопа. Он мастерски вплетает свои глубокие рассуждения по их существу в контекст анализа одного из наиболее сложных процессов, развернувшихся в мире во второй половине двадцатого века, - процесса перехода от Европы национальных государств к единому Европейскому Союзу. Быть может, этому Союзу суждено объединить в своих границах народы той части света, которая на протяжении последних двадцати пяти столетий оставалась основным генератором общемирового прогресса и, мы убеждены, будет играть эту роль в перспективе, доступной взору современной науки. Ряд важных общетеоретических вопросов, поднятых в этой книге, окажется, как нам представляется, неожиданным для отечественного читателя...

ИЗ АВТОРСКОГО ПРЕДИСЛОВИЯ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

На протяжении более чем десяти лет Западная Европа как в забытьи втягивалась в кризис, кризис демократической легитимности. Передача Брюсселю полномочий государств - членов Европейского Союза не сопровождалась какими-либо публичными дебатами, способными создать в обществе климат согласия. Таким образом, сосредоточение власти не сопровождалось приданием ей соответствующей легитимности. По крайней мере некоторые элементы центрального общеевропейского правительства уже созданы - без всякого конституционного оформления.

Сегодня европейцы выходят из забытья и обнаруживают, что оказались на незнакомой дороге. Что это за дорога? На каком ее участке они находятся? И куда она ведет?

Опасения относительно становления бюрократического "сверхгосударства" породили призывы к созданию федеративной Европы, к созыву конституционного конвента, который смог бы более или менее адекватно оформить распределение полномочий и власти между Брюсселем и составляющими Европейский Союз государствами. Недавняя встреча в Ницце дала Европе явный импульс в этом направлении.

Но готова ли Европа к федерализму? Разбирается ли она в материях, которые важны для подлинного федерализма? Русским, пожалуй, лучше, чем любому другому народу, известно, что сами по себе конституционные положения не гарантируют самоуправления. За ними могут скрываться автократия, произвол и даже бандитизм...

...Ни одну страну не могут в такой мере интересовать нравственные и духовные пределы Европы, как Россию. Географическое положение и размеры России сделали ее критически важным, связующим звеном в отношениях Европы с другими культурами: исламской на юге, китайской и японской - на востоке.

Всегда существует цена, которую приходится платить за такую масштабность. Культуры, соприкоснувшись в близком соседстве, всегда влияют друг на друга. Ни одна не остается прежней после такого контакта. Каждая начинает видеть себя в ином свете. "Заимствование" является слишком грубым словом, чтобы охарактеризовать результат, потому что слишком тяготеет к языку рынка. Наверное, последствия сексуальных отношений были бы лучшей аналогией...

Разумеется, вопрос этического облика Европы и отношения к нему России не может найти ответа лишь на основе наблюдения взаимоотношений с другими культурами. Скорее следует бросить взгляд на запутанные корни европейской культуры, на источники сходства и различия наций.

И это подводит нас к христианству. Внимательные читатели этой книги заметят, что христианство занимает в ней важное место. Это обусловлено тем, что книга посвящена Европе, а не только Европейскому Союзу.

Я считаю, что европейцы пали жертвой грубого и вводящего в заблуждение взгляда на их взаимоотношения со своим собственным христианским прошлым. Упадок официальной религиозности и снижение посещаемости церквей, не говоря уже о марксистской критике религии, сделали европейцев почти невосприимчивыми к сохранившемуся наследию их христианского прошлого.
Мне кажется, что это справедливо как для Западной, так и для Восточной Европы. Но есть и существенное отличие между этими двумя регионами - отличие, проливающее свет на вопрос об отношении России к Европе. Это отличие начинает проясняться, если задаться вопросом о предпосылках создания гражданского общества, о появлении более или менее четкого разграничения публичной и частной сфер, когда последняя признается сферой, в которой индивидуальное сознание и личные интересы проявляются в законных формах, будучи ограниченными, разумеется, требованиями справедливости.

Я полагаю, что нравственное равенство, утверждаемое христианством (равенство "перед Господом"), уже содержало в себе зерна того, что лишь много веков спустя в Западной Европе стало называться "гражданским обществом". Ибо если никто не рождается с врожденным правом приказывать (как и прочие - с врожденной обязанностью подчиняться), то, следовательно, существует сфера, в которой каждый человек должен принимать решения самостоятельно и сам управлять своими поступками, не будучи принуждаем другими людьми или государством. Такое понимание не только дает основу для различения публичной и частной сфер. Оно становится базой для того, чтобы политический проект, в конце концов восторжествовавший в национальных государствах Западной Европы, стал инструментом создания гражданских обществ на руинах феодальных привилегий. Этот проект заключался в соединении гражданских свобод с самоуправлением.

Современный либерализм - а я имею в виду не узкий экономический либерализм, а либеральную политическую философию - был построен на внутреннем нравственном убеждении, что в конечном счете самоконтроль, самоуважение и самоуправление должны идти рука об руку. В этом состоит величайшее значение приверженности принципу "равной свободы", лежащему в основе современного либерализма. И этот принцип предполагает важную преемственность с христианством. Безусловно, в определенном смысле либерализм может рассматриваться как секуляризированная форма христианства, развивающая исходные элементы христианских нравственных ценностей посредством различения публичной и частной сфер, тем самым отождествляя границы легитимных действий государства с требованиями совести.

Подчеркивая эту связь между либерализмом и христианством, я вполне сознаю, что ислам также постулирует равенство людей. Но по большому счету он не делает из этого постулата аналогичных выводов, касающихся свободы. Вместо того, чтобы апеллировать к "христианской свободе", которая оказалась столь характерной для Европы, ислам подчеркивал подчинение воле Аллаха. Он более скован правилами и не породил культур, в которых различия между общественным и частным играли бы центральную роль. Он, таким образом, не создал гражданских обществ. И, видимо, вследствие этого для исламских обществ принятие представительной формы правления ("свободных институтов") стало не таким уж легким делом.

Какое отношение имеют Россия и ее Православная церковь к этому рассуждению? Разумеется, я не склонен думать, что православие потенциально несет с собой нравственные убеждения, на которых нельзя построить прочный фундамент для гражданского общества. Глубокая духовность (в лучшем случае) Православной церкви, иллюстрируемая ставшей притчей во языцех "русской душой", делает любой иной вывод сомнительным. Но простирается ли "русская душа" столь "глубоко", что делает реформу общественных отношений лишь поверхностной и ничего не дающей? Если так, то за весьма различными тенденциями в развитии западноевропейского и восточноевропейского христианства может скрываться их определенная историческая преемственность. На Востоке отношение к церкви и государству было унаследовано от Византийской империи, и это отношение, вероятно, снизило реформаторский потенциал религиозной веры. Напротив, падение Западной Римской империи, побудившее папство к защите церкви от завоевателей-варваров посредством настоятельного отделения вечного от преходящего, могло стать необходимым условием для высвобождения и укрепления нравственных убеждений, которые в конечном счете создали в Западной Европе гражданское общество. Именно в этих условиях могли прорасти зерна свободы, свободы мысли и свободы действия.

Высвобождение подобных моральных ценностей из-под гнета вековых традиций и заблуждений и создание на их основе гражданского общества я и считаю величайшим вызовом, перед которым оказалась сегодня Россия.

Ларри Зидентоп
Кибл-колледж, Оксфорд
апрель 2001 года


Центр исследований постиндустриального общества
представляет:

МЕГАТРЕНДЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ

Под редакцией М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева
Москва, "Экономика", 2001
www.economizdat.ru

ИЗ ВВЕДЕНИЯ

Пока мы готовили эту книгу к печати, 2000 год сменился 2001 годом; ушли в прошлое XX век и второе тысячелетие от Рождества Христова. Достоянием истории стала гигантская эпоха, за границы которой даже в последние несколько десятилетий заглядывали лишь самые смелые футурологи.

...К исследованию любого исторического момента можно подойти как минимум с трех точек зрения. Во-первых, каждое общественно значимое событие можно рассматривать как следствие целого ряда имевших место ранее и, таким образом, воспринимать его в качестве завершающего некую последовательность предшествующих состояний социума. Во-вторых, его можно воспринимать как событие, открывающее путь чему-то новому, ранее неизвестному, и соответственно видеть в нем прообраз будущего, считать его не столько следствием предшествующих событий, сколько причиной последующих. И, в-третьих, возможен комплексный подход, который безусловно предпочтительнее, но гораздо труднее реализуется в исследовательской практике. При его использовании каждое историческое событие рассматривается как следствие предшествующих и источник последующих одновременно. Таким образом, априори признается, что при данном подходе полный анализ любого из современных исследователю явлений невозможен, ибо вся совокупность его последствий остается пока неизвестной...

СОДЕРЖАНИЕ

Ильин М. В., Иноземцев В. Л. Введение
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Иноземцев В. Л. Неизбежность монополюсной цивилизации
Красильщиков В. А. Конец индустриальных модернизаций?
.........................Федотова В. Г. Модернизация и глобализация
.........................Делягин М. Г. Пути России в однополярном мире
.........................Бирюков В. А. Каковы возможности России войти в постиндустриальный мир?
.........................Нуреев Р. М. Искать свой особый путь
.........................Клепацкий Л. Н. Проблемы современной трансформации международных отношений
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРА
Неклесса А. И. Ordo quadro: пришествие постсовременного мира
Лебедева М. М. Формирование новой политической структуры мира и место России в ней
.........................Володин А. Г. Глобальный парадокс
.........................Замятин Д. Н. Многоликость современного мира
.........................Ильин М. В. Стабилизация развития
.........................Лапкин В. В. Размышления о соразмерности глобализации и модерна
.........................Пантин В. И. Гомогенизация как тенденция
.........................Сергеев В. М. Ворота в глобальный мир
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ДИНАМИКА ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Лапкин В. В. (совместно с Пантиным В. И.} Волны политической модернизации в логике "противоцентра"
Пантин В. И. (совместно с Пантиным В. В.)"Универсальная цивилизация": генезис и противоречия
.........................Межуев Б. В. Теория модернизации и геополитика: проблематичность концептуального соотнесения
.........................Ионов И. Н. Динамика цивилизаций
.........................Ильин М. В. Новая жизнь традиционных укладов
.........................Володин А. Г. "Сверхцивилизация" vs "противоцентр": логика противоборства уходящего века
.........................Кузьмин А. С. Глобализация как высшая стадия империализма: к проблеме рефлексии описания Pax Romana парфянскими книжниками

...Рассуждая о глобализации, подавляющее большинство авторов, исследующих эту тему, смешивают два достаточно разнородных явления. С одной стороны, существует популярная политическая идеологема, в рамках которой под глобализацией понимается формирование (в основном по инициативе Запада) неких наднациональных структур, получающих все больший контроль над хозяйственными и политическими процессами современного мира. С другой стороны, сегодня на наших глазах развертываются реальные процессы, которые хотя и подкрепляют на первый взгляд упомянутую идеологему, имеют с ней относительно мало общего. Первое понимание глобализации заслуживает лишь критики, второе требует глубокого и непредвзятого анализа.

Такой анализ представляется актуальным, поскольку дискуссия о глобализации фокусируется на самих условиях существования цивилизации, бросающих вызов каждому из нас и всем нам вместе как роду людскому. Этот вызов связан со становлением единого мира -целостного и по своим общим контурам, и по внутренней взаимосвязанности составляющих его компонентов. Хотя с древнейших времен философы рассуждали о сущностном или потенциальном единстве человечества, это не мешало людям жить, не заботясь о том, что происходит не только на других континентах, но и в соседней деревне. С появлением международного сообщества наций стали возникать контуры целостного мира, но вплоть до наших дней отдельные страны и народы продолжали жить, как если бы каждый из них оставался особым человеческим родом со своим государством, с обособленным рынком, со своими особенными культурой, языком и верой. Между тем очевидно, что само наличие различных наций предполагает возможность их противопоставления, и это означает, что нации изначально существовали не поодиночке, а как некая совокупность. В конечном счете настали времена, когда международные взаимодействия возобладали над изолированностью, и отдельным людям потребовалось осознать себя представителями единого человечества.

В то же время усиление взаимосвязанности мира через взаимопроникновение отдельных его элементов (пространственных, демографических, языковых, культурных, политических, экономических и т. п.) составляет пока еще не результат, а лишь "обещание" глобализации. При всем объективном единстве мира его фрагментация - от экологической и этнической до цивилизационной и социально-классовой - все еще сохраняется, а порой даже усиливается именно из-за включения в глобальный контекст. В значительной мере эти элементы еще не интегрированы, поскольку глобализация лишь начинает оказывать воздействие на многие прежде устойчиво изолированные структуры - племенные, деспотические и т. п.

В современных условиях факторы общемирового масштаба отнюдь не превалируют над остальными. Можно, пожалуй, говорить только о качественном превосходстве, т е. о большей эволюционной сложности некоторых структур "глобального порядка" в сравнении с эволюционной сложностью "фрагментированных" структур - этнокультур, кланов, корпораций, наций, классов и т. п. Фактически же новые морфологические особенности отнюдь не подавляют и не заменяют старые, а дополняют их, причем очень тонко - чем тоньше и "незаметнее", тем эффективнее. Вопреки существующим предрассудкам, в ходе глобализации "перегородки" между малыми частицами мира не разрушаются, а модифицируются. Следовательно, феномен глобализации можно определить как становление единого взаимосвязанного мира, в котором факторы глобального порядка не только скрепляют прежде разъединенные его фрагменты, но и оказывают на них преобразующее воздействие.

Геометрический образ глобализации удачно найден Пьером Тейяром де Шарденом в формулировках типа "скручивание" (l'enroulement), или "свертывание на себя" (reploiement sur lui-meme), что приводит в конечном счете к образованию "мира, который свернулся" (un monde qui s'enroule). Если архаика живет в линейном, одномерном континууме развития (воспроизведение состояний, предза-данных заветами предков или их эквивалентами), а традиционные уклады связаны с формированием двухмерных плоскостей исторического маневрирования, где доминантный имперский центр цивилизует всю остальную варварскую периферию, то современность должна в идеале породить сферическое пространство, где ни одна точка не может быть постоянным центром, но каждая способна в том или ином отношении в течение того или иного времени выступать в роли условного центра для всех других. Вероятно, не случайно начало модернизации совпало с Великими географическими открытиями и с "замыканием" планеты кругосветной экспедицией Магеллана, а начало глобализации - с выходом человека в космос, давшим возможность увидеть всю планету и инструментально работать в планетарных масштабах...

...История человечества, охватывающая последние пять столетий, представляет собой историю модернити, корни которой уходят в позднее Средневековье, а развитой формой выступает "вестернизированная" мировая экономика, основанная на принципах гражданского общества. С этой точки зрения два важнейших процесса последних десятилетий - формирование в развитых странах постиндустриальной хозяйственной системы и глобализация -как бы венчают собой становление подлинного модерна, искореняют те его перегибы, которые были заложены еще Вестфальской системой.

Какая же фундаментальная тенденция стоит за процессами, столь радикально изменившими облик цивилизации во второй половине завершившегося столетия? На наш взгляд, это движение к обретению человеком все большей свободы - экономической, социальной, политической и духовной, причем важнейшей является именно последняя. С таких позиций целью глобализации можно считать расширение возможностей человека влиять не на отдельные стороны социального прогресса, а на прогресс цивилизации в целом. Это, в свою очередь, означает, что императив глобализации состоит в обеспечении управляемости общественного развития.

Вопрос об управлении развитием возник тогда, когда в ходе модернизации (примерно два с лишним столетия тому назад) социальные мыслители стали осознавать, что за изменениями общественных институтов и образа жизни людей прорисовывается череда логически связанных состояний. Это новое видение позволяло угадывать ход эволюции - как природной, так и социальной, однако до поры до времени сводилось (в традиционных терминах наративной истории) к смене фаз линейного прогресса. Подобное восприятие развития в духе историцизма, увы, сохранилось до сих пор, несмотря на появление на рубеже XVIII и XIX вв. историзма, а затем и эволюционных учений.

Под влиянием духовной инерции историцизма сменили друг друга десятки утопических идей управления социальной динамикой, и лишь во второй половине XX в. удалось достаточно отчетливо поставить задачу обеспечения сустентабельности или, как обычно пишут отечественные авторы, устойчивости развития. Доктрина сустентабелъного (дословно: поддерживаемого - sustentabilis, от латинских sub - под и teneo - держу, т. е. надежно обеспечиваемого и потому достаточного) развития предложена в докладе "Наше общее будущее", подготовленном Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию в 1987 г. В этой концепции обосновываются преимущества скорее качественного развития (development) экономических и социальных систем, нежели их количественной экспансии (growth).

Продолжающееся и по сей день доминирование традиционных взглядов обусловливает и широкую распространенность представлений, согласно которым глобальная управляемость предполагает возникновение если и не мирового правительства, то уж по крайней мере некоего центра, осуществляющего своего рода государственные функции в планетарном масштабе. Подобная точка зрения основывается на принципе управления миром со стороны некоего руководящего субъекта - пусть даже коллегиального и демократического. Однако управляемость мира (global governance) не равносильна управлению миром (world government). По существу, управляемость мира находит выражение в контролируемом или управляемом развитии, а отнюдь не в регламентации способов функционирования тех или иных институтов или поведения отдельных индивидов и групп людей.

Выдвижение управляемости в качестве основного критерия глобализации вовсе не означает редукции последней к исключительно политической проблематике. Этот критерий важен и для других, неполитических сфер, где можно, вероятно, говорить о развитости таких общих критериев модернизации, как рационализация, рефлексивность и т. п. Однако управляемость присутствует и там в той мере, в какой при достижении поставленных политических целей учитывается экономическая, культурная и т. п. специфика. В то же время для каждой из остальных проекций действительности - экономики, социетальности и культуры - могут быть выделены свои императивы и основания развития. Так, для социетальности это обретение новых форм общности, включая многосоставные сетевые образования, а главное - появление нового типа субъектности. Для культуры это становление мулътикулътурализма и формирование общей интегральной рамки так называемой культуры мира в качестве важнейших средств культурного развития. Для экономики это использование новых ресурсов развития -знаний или, шире, неординарных способностей и умений...

...Новое столетие открывает для человечества множество вариантов решения стоящих перед ним проблем. Противостояние вестернизации в этом контексте может и должно заключаться не в том, чтобы отрицать ее как таковую, а в том, чтобы предлагать миру -мегаобществу и составляющим его народам - и иные, более привлекательные и эффективные решения. Именно поэтому России, нашей евразийской цивилизации, необходимо активизировать свое цивилизационное творчество, основывающееся на исторической памяти ее народов, на их уникальном культурном опыте, однако делать это следует, не отвергая достигнутое Западом. Сегодня, как, впрочем, и во все времена, перед общественными науками стоят проблемы, далеко выходящие за рамки текущего момента. Нам предстоит осознать, что в условиях глобализации одновременное использование нескольких точек зрения становится настоятельной необходимостью, и создать адекватную методологию анализа этих качественно новых социальных процессов и явлений.

...Главная цель нашей книги, в основу которой положены материалы указанной дискуссии, состоит в том, чтобы привлечь внимание коллег к проблематике "больших структур" и "долгих длительностей", которая сегодня оттеснена на периферию отечественного обществоведения и политологии. Кроме того, мы хотели показать, что "модная" тема глобализации может обсуждаться не поверхностно, не в идеологическом ключе, а в связи с выявлением коренных проблем существования и развития человеческого рода. Представляемая вниманию читателей книга имеет три раздела, каждый из которых посвящен одному из измерений современных глобализационных процессов - экономическому, социологическому и политическому. Разумеется, сегодня невозможно рассматривать каждое из этих измерений независимо от других сторон глобализации, и поэтому авторы статей, помещенных в каждом из разделов, затрагивают и более широкую проблематику. Это позволяет читателю составить более полное представление о рассматриваемых тенденциях.

Как организаторы дискуссии и составители книги, мы стремились отразить в данном издании атмосферу проведенного обсуждения. Именно поэтому в каждом разделе мы поместили по два переработанных для публикации доклада, авторы которых, на наш взгляд, наиболее четко формулируют основные проблемы, рассматриваемые в соответствующем разделе, и выступления, посвященные более детальному, иногда и критическому их анализу.

Первый раздел - Экономические измерения глобализации - открывается статьями В. Л. Иноземцева и В. А. Красилыцикова. Оба автора, придерживающиеся различных взглядов на отдельные аспекты становления новой экономической системы, рассматривают формирование постиндустриального хозяйства в странах Запада в качестве основной движущей силы, определяющей контуры мировой экономики XXI в. По их мнению, реальное соперничество между хозяйственными "центрами силы", столь заметное на протяжении всей нынешней эпохи - со времени формирования основ Вестфальской системы до середины 70-х гг. XX в. - уходит в прошлое по мере того, как в Западной Европе и США развивается новый, постиндустриальный хозяйственный уклад, противостоящий всему миру, представляющему собой разнообразные формы индустриального хозяйства. В новых условиях никакие усилия оставшихся на мировой периферии стран, на наш взгляд, не способны обеспечить реальный прорыв в постиндустриальную эру вопреки желанию представителей атлантической цивилизации. Таким образом, замыкающийся в самом себе западный мир в XXI в. неизбежно окажется абсолютно доминирующим в глобальной экономике, станет тем единственным полюсом хозяйственной власти, с которым в обозримом будущем никто не сможет разговаривать "на равных".

Авторы двух следующих статей, В. Г. Федотова и Р. М. Нуреев, рассматривают некоторые аспекты истории формирования современной постиндустриальной экономики и ее закономерности, а также обращают внимание на то, какими альтернативами располагают государства, не входящие в состав "постиндустриальной цивилизации". В центре их внимания находятся вопросы взаимодействия "центра" и "периферии" глобальной хозяйственной системы, синхронизации их развития, а также проблемы преодоления складывающейся тенденции к углублению пропасти, отделяющей "первый" мир от "третьего" и "четвертого", "золотой миллиард" от остального человечества.

Развивая эти подходы, М. Г. Делягин и В. А. Бирюков обращаются к наиболее актуальной для отечественных исследователей теме, касающейся определения места России в формирующейся мировой экономической конфигурации. Они подробно останавливаются на оценке различных взглядов, распространенных в российской экономической и политической теории, подчеркивая их нереалистичность, обусловленную в значительной мере психологическими факторами. (Тезис о том, что "Россия более не имеет перспектив развития, приемлемых с точки зрения ее собственного общественного сознания", выдвинутый М. Г. Делягиным в одной из его работ, как нельзя лучше отражает суть этой позиции.) Вместе с тем и М. Г. Делягин, и В. А. Бирюков отмечают наличие у России целого ряда конкурентных преимуществ, позволяющих ей, пусть и не претендуя на формирование вокруг себя нового хозяйственного "полюса", занимать достойное место в планетарной экономической системе. К указанным работам примыкает и статья Л. Н. Клепацкого, рассуждающего о позиционировании Российской Федерации в мировой экономике, о необходимости формирования и последовательной реализации сбалансированной политической линии, позволяющей нашей стране не утрачивать ранее завоеванных позиций. В названных статьях, по сути, затрагиваются темы, непосредственно относящиеся к следующему разделу книги.

Второй раздел - Структура современного мира - открывается статьями М. М. Лебедевой и А. И. Неклессы, предлагающих два альтернативных и в то же время взаимодополняющих взгляда на логику современного мироустройства. Для М. М. Лебедевой она обусловлена самокритикой и переосмыслением базовых оснований модерности - суверенитета, Вестфальской системы и т. п., а также появлением на международной арене новых действующих субъектов - корпораций, неправительственных организаций и др. А. И. Неклессе разговор о логике нового миропорядка представляется весьма проблематичным. В происходящих сегодня событиях он если и склонен видеть какую-то логику, то скорее логику беспорядка, которым отмечен конец прошедшего столетия. Между тем и он констатирует рассматриваемые М. М. Лебедевой тенденции, хотя и трактует их иначе, пользуясь не языком международных отношений, а укрупненными категориями планетарного масштаба.

Проблема выработки нового языка (и даже языков), адекватного изменяющимся конфигурациям миропорядка, находится в центре внимания Д. Н. Замятина, который в постмодернистской зыбкости образов улавливает разнородные формы общественной жизни. В отличие от него, В. И. Пантин обращает внимание на все большую отчетливость общих тенденций, на признаки синхронизации и даже отчасти гомогенизации многих казавшихся несовместимыми явлений при сохранении, а порой и обострении целого ряда социальных противоречий. Развивая и в то же время оспаривая подобный подход, В. В. Лапкин подчеркивает, что двойственность процесса глобализации сопряжена как с универсализацией принципов международных взаимодействий (в самых различных сферах - политической, финансовой, технологической, культурной и т. д.), так и с усложнением внутренней структуры и системы связывающих взаимодействий единого универсального миропорядка, что, собственно, и является главным фактором его упрочения и возрастающей стабильности.

Вычленить рациональное зерно и тем самым сблизить разно-плановые трактовки глобализации пытается А. Г. Володин, оперируя категорией "глобальный парадокс", предложенной Дж. Несбиттом. Суть этого парадокса, по мнению автора, состоит в том, что мировое развитие сегодня определяется одновременным действием разнонаправленных тенденций, в том числе глобализации и локализации. Среди этих разнонаправленных тенденций выделяется одна - образование мощных инновационных центров, оказывающих влияние на процессы всемирного масштаба. Для этого явления В. М. Сергеев нашел яркий образ - "ворота в глобальный мир", -который помогает лучше понять как "глобальный парадокс", так и коллизии, о которых пишут М. М. Лебедева и А. И. Неклесса. Явления, подобные "воротам в глобальный мир", М. В. Ильин отнюдь не считает небывалыми. Он оценивает активизацию городов и корпораций как возвращение к исходному для модернизации многообразию политической организации, которая отчасти деформировалась в процессе "утяжеления" государства в последние два-три столетия. Это возвращение, с точки зрения М. В. Ильина, позволяет государству стать адекватным участником складывающейся глобальной структуры мира.

Третий раздел -Динамика цивилизационных взаимодействий -открывается статьями В. И. Пантина и В. В. Лапкина. В первой из них предлагается трактовка складывающегося миропорядка и его противоречий в терминах сверхцивилизации. Во второй прослеживаются отдельные тенденции, которые на протяжении последних веков в той или иной мере определяли мировую динамику. Особо рассматривается такой аспект, как взаимодействие "центров" и "противо-центров" в мировой экономике и политике. Разделяя многие взгляды этих авторов, А. Г. Володин отмечает, что противопоставление одних цивилизаций другим отражает противоборства уходящего века. Дополнительные аргументы в обсуждении адекватности языка, оперирующего предельно широкими категориями типа "цивилизация", "центр", "открытость" и т. п., приводит И. Н. Ионов. В данном контексте Б. В. Межуев обращает внимание на серьезное противоречие, содержащееся в статьях В. В. Лапкина и В. И. Пантина, - противоречие между "западным" происхождением цивилизации "центра" и ее потенциально "универсальным", "глобальным" (и в этом смысле не узкозападным и тем более не узкоамериканским) статусом. Эту идею развивает и М. В. Ильин, стремящийся подчеркнуть, что линии настоящего раздела проходят не столько между цивилизациями и странами, сколько внутри их. При этом он обращает особое внимание на внутренние конфликты модернизации, связанные с трансформацией несовременных форм политической организации в современные.

В заключение отметим, что мы не стремились дать в нашем сборнике сколько-нибудь законченную трактовку мегатрендов мирового развития. Наша цель, как уже говорилось, состояла в том, чтобы побудить возможно более широкий круг наших коллег к серьезному и обстоятельному обсуждению кардинальных проблем современности. Мы надеемся, что изложенные на этих страницах идеи послужат активизации дискуссии, уже идущей на страницах журналов "Полис" и "Космополис", на сайтах <www.postindustrial.ru> и <www.politstudies.ru>.

М. В. Ильин,
доктор политических наук,
генеральный директор
журнала "Политические исследования"

В. Л. Иноземцев,
доктор экономических наук,
директор Центра исследований постиндустриального общества

Институт "Открытое общество" и Издательство "Весь Мир"
представляют:

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И СПОСОБЫ АНАЛИЗА

Сборник учебных материалов / Под. ред. Мелешкиной Е.Ю. - М.: "Весь Мир", 2001. - 304 с.
Для бесплатного распространения

Сборник учебных материалов представляет собой пособие по курсу "Социология политических процессов". Основная цель авторов - помочь профессиональной подготовке специалистов-социологов, способных квалифицированно исследовать и анализировать вопросы, связанные с политическими процессами. В сборнике демонстрируются возможности применения различных подходов и методов к изучению политических процессов и его отдельных аспектов, приведены примеры новейших разработок отечественных и зарубежных ученых в данной сфере. Книга представляет интерес не только для студентов и преподавателей, но и для всех, кто интересуется вопросами политики.

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ

В последнее десятилетие в России активно развиваются такие научные дисциплины и отрасли знаний, как политология, политическая социология и социология политики: появляется большое количество исследовательских работ, возникают новые исследовательские и образовательные центры, ведется подготовка специалистов, организуются конференции, семинары и т.д. Наряду с развитием собственно научного знания следует отметить и расширение сферы прикладной деятельности политологов.

За эти годы накоплен богатый эмпирический материал, относящийся к различным аспектам политического процесса, появились отдельные фундаментальные исследования. Вместе с тем обозначились и некоторые проблемы. Во-первых, уровень теоретического осмысления политического процесса в целом, его отдельных аспектов, а также концептуализации остается невысоким и зачастую не отвечает требованиям научного познания. Во-вторых, многие исследователи демонстрируют недостаточное знакомство с мировыми научными достижениями и невладение необходимыми исследовательскими навыками. В-третьих, наблюдается существенный разрыв между теоретическим и эмпирическим уровнем анализа. В-четвертых, современное состояние исследований характеризуется значительным разрывом между знаниями и навыками социологов, проводящих опросы (pollsters), и политологов. Ситуация в значительной мере усугубляется еще и отсутствием постоянного профессионального диалога между этими двумя группами исследователей. Результатом являются значительные пробелы в изучении политического процесса и особенно его социологических аспектов.

Одним из способов преодоления подобных трудностей является подготовка специалистов в области политической социологии, cпособных совместить умение проводить эмпирическое исследование и качественный теоретических анализ. Важную роль в этом процессе могло бы сыграть появление соответствующих учебных и учебно-методических материалов. Несмотря на большое количество появившихся в последнее время учебников и учебных пособий, задача выпуска адекватной учебно-методической литературы остается актуальной: большинство из существующих работ подобного жанра не отвечают потребностям подготовки квалифицированных специалистов. В частности, многие учебные издания по политической социологии не отражают специфику дисциплины, являясь по существу вариантами пересказа основ политологии с несколько бойьшим упором на прикладные аспекты. В целом очевидна потребность в появлении учебников и учебных пособий, раскрывающих теоретические аспекты социологического подхода к анализу политических процессов, освещающих научные достижения в этой области, а также возможные направления и способы исследования.

Представляемый сборник учебных материалов призван внести определенный вклад в решение этих задач. Он составлен как пособие для студентов старших курсов социологических факультетов по курсу "Социология политических процессов". Основная цель данного сборника - помочь в профессиональной подготовке специалистов-социологов, способных квалифицированно исследовать и анализировать вопросы политики. В пособии раскрываются некоторые основные понятия, связанные с политическим процессом, даются примеры их операционализации, характеризуются некоторые его основные параметры и виды. Демонстрируются возможности применения различных подходов и методов к анализу политического процесса и его отдельных аспектов.

Авторы сборника стремились кратко осветить основные научные достижения по той или иной теме, представить существующее разнообразие способов изучения отдельных научных проблем. При этом учитывалась специфика читательской аудитории: как правило, студенты старших курсов социологических факультетов владеют определенными знаниями по основам политологии, истории, философии, общей социологии, истории социологии, методике и технике социологического исследования и некоторым другим общегуманитарным и специальным социологическим дисциплинам.

Авторы сборника выражают благодарность Институту "Открытое общество" за поддержку, оказанную авторскому коллективу в рамках программы поддержки кафедр Мегапроекта "Развитие высшего образования в России". Мы также благодарим А.И. Соловьева, М.В. Ильина, а также коллег из Европейского университета в Санкт-Петербурге, Г.В. Голосова и В.Я. Гельмана, за внимательное чтение рукописи и высказанные замечания и соображения.

Е. Мелешкина

Содержание
Предисловие
Глава 1.
Политический процесс
Мелешкина Е.Ю.
Глава 2.
Методологические подходы к виализу политических процессов
Мелешкина Е.Ю., Толпыгина О.А.
Глава 3.
Методы анализа политических процессов
Анохина Н.В.
Глава 4.
Социальная стратификации и политическая элита
Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю.
Глава 5.
Политические партии и группы интересов
Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю.
Глава 6.
Политическая культура
Мелешкина Е.Ю., Толпыгина О.А.
Глава 7.
Политическое сознание
Мелешкина Е.Ю.
Глава 8.
Политическое поведение
Мелешкина Е.Ю.
Глава 9.
Электоральное поведение
Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю.
Глава 10.
Политическое лидерство
Малаканова О.А.
Глава 11.
Политическая коммуникация
Анохина Н.В., Малаканова О.А.
Глава 12.
Политическое развитие. Политическая модернизация
Мелешкина Е.Ю.
Глава 13.
Демократизация
Малаканова О.А.
Глава 14.
Прикладные аспекты анализа политических процессов
Анохина Н.В., Малаканова О.А.
 
Литература для самостоятельного изучения




Институт Мировой Экономики и Международных Отношений
представляет:

И.С. СЕМЕНЕНКО
ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ. КОНЦЕПЦИИ И ПРАКТИКА

М.: "МЭИМО", 2001. - 154 с.

ИЗ ВВЕДЕНИЯ

...Получившее право гражданства в политической науке широкое понимание демократии как системы определенных норм и ценностей (таких, как участие и представительство граждан, автономия и свобода, подотчетность и открытость процесса принятия решений, легитимность институтов и власть закона, соревновательность и плюрализм и т.п.), которые утверждаются и реализуются через механизмы властных отношений, превращают область политического взаимодействия в сферу конфликта и поиска компромиссов интересов, ориентированных на эти ценности. Категория интереса, которая объединяет объективную (социально обусловленные потребности) и субъективную (осознание этих потребностей) ипостаси и выступает как стремление к реализации потребностей или представления о них, является базовым, сущностным элементом политики.

Преобразование потребностей в социально значимые интересы происходит на этапе групповой самоорганизации. Сфера политического выступает как процесс воплощения интересов в конкретные социально-политические практики в ходе взаимодействия представляющих эти интересы социальных акторов. Характер и степень их воздействия на процессы принятия решений определяют содержание модели развития социума. В свою очередь, артикуляция интересов осуществляется в широком социокультурном контексте, реализуясь в форме политических требований и решений, а ценностная составляющая политики часто оказывается неотделимой от рационально детерминированной мотивации.

Группы интересов объединяют граждан на основе специфических целей или функций и опосредуют отношения гражданского общества, с одной стороны, и государства в лице его властных структур - с другой. Они артикулируют значимые для членов данной группы цели и оптимизируют пути их достижения через различные механизмы - от прямого лоббирования до участия в институтах функционального представительства. Группы интересов ищут пути интеграции в сообщества принимающих решения на различных уровнях общественной организации - от наднационального до местного - и выбирают формы социального действия, по возможности соответствующие достижению конкретных целей, вокруг которых выстраивается группа. Активно используя для решения своих задач институты публичной политики, группы интересов не стремятся, как правило, заниматься непосредственной политической деятельностью, хотя неэффективность или недоразвитость политических институтов может заставить их искать возможности замещения собою политических акторов.

Будучи подвижными целеориентированными общностями, группы интересов участвуют в формировании новой социальности, трансформирующей и корректирующей традиционные институты демократического представительства. Они привносят в сферу профессиональной политики и в практику деятельности властных структур интересы неполитического сообщества, поддерживают обратную связь общества гражданского и общества политического и воспроизводство демократической политической системы за счет постоянного подключения новых интересов, расширения качества "культуры участия".

Ставя в центр исследования проблематику групп интересов как ключевых социальных акторов - участников трансформационных сдвигов, автор исходил из необходимости анализа сочетания политического и социокультурного измерения их воздействия на процессы принятия решений. В таком подходе, как представляется, заложен неисчерпанный пока политической наукой потенциал анализа, и, что особенно важно, прогнозирования трансформационных процессов в условиях глобального мира. Он дает возможность выявить российскую специфику, но не в форме получивших широкое хождение заклинаний о национальной самобытности, а как неотъемлемую часть мирового опыта и мирового знания о современных общественных процессах.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ И ПРАКТИКА ИХ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ
1. Политическая наука о группах интересов
2. Опыт классификации групп интересов в контексте сравнительного анализа гражданского общества на Западе и трансформационных сдвигов в России
3. "Социальный капитал" и проблемы самоорганизации
4. Становление "социальных интересов" в России
ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ И ГОСУДАРСТВА
1. Лоббизм в системе представительства интересов
а) Технология лоббирования
б) Феномен российского лоббизма
2. Социальное партнерство, трипартизм и система функционального представительства
а) Западные модели
б) Российский опыт
3. Нужен ли России закон о регулировании лоббистской деятельности? Западное правовое поле и российская практика
ГЛАВА III. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ?
1. Основы взаимодействия групп интересов и институтов ЕС
2. Основные участники и механизмы представительства интересов
3. Группы интересов в региональном измерении
4. Опыт представительства интересов в ЕС в свете российских проблем
ГЛАВА IV. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В СОЦИО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1. Артикуляция интересов и политическая культура.
2. Формирование социокультурной среды в условиях глобализации
3. Структурирование постсоветского социокультурного пространства
4. Группы интересов в московском социокультурном пространстве: модель "нового социального пакта"?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ