Новая книга!

В данной рубрике отдельными, как правило, тематическими выпусками
публикуются анонсы только что вышедших из печати книг,
представленных издательскими аннотациями и фрагментами авторского текста.

В выпуске от 08.06.2001
Представляем книги издательства «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) www.rosspen.com.

Генеральный директор —
действительный член Академии политической науки,
кандидат исторических наук
Алексей Константинович СОРОКИН.

Адрес издательства: 129256, Москва, ул.В.Пика, д.4, корп.1.
Тел. 181-04-13 (отдел реализации), факс 181-01-13

Заказы на приобретение книг издательства "РОССПЭН" можно отправлять по адресу: marketing@rosspen.com

ТЕОРИЯ

А.В. ДМИТРИЕВ, И.Ю. ЗАЛЫСИН
НАСИЛИЕ: СОЦИО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000. - 328с.

Работа посвящена актуальной теме - социально-политическому анализу источников и основных разновидностей насилия. Исследуется понятие "насилие", рассматриваются различные подходы к его сущности. Раскрываются его экономические, политические, социокультурные и психологические корни. Анализируется специфика насилия как политического средства, его роль в социальной жизни, степень оправданности. Показаны некоторые способы профилактики насильственных конфликтов, предпосылки и механизмы их конструктивного решения.
Предназначена для практических политиков, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов ВУЗов, широкого круга читателей, интересующихся политикой.


С.И. КАСПЭ
ИМПЕРИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ:ОБЩАЯ МОДЕЛЬ И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА
Серия "Политология России"

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001.- 256с.


Книга относится к редкому пока еще для России жанру ретроспективной политологии. Предпринимая попытку функционального анализа империй, автор связывает в рамках единой концепции идеальный и институциональный планы имперской организации, описывает основные характеристики этого недостаточно исследованного вида политических систем. Предметом специального внимания являются перемены, происходящие в империях под воздействием модернизационных процессов. Продуктивность предложенной общей модели демонстрируется ее применением к российским реалиям - как историческим, так и современным. Это позволило сделать ряд нетривиальных наблюдений относительно фундаментальных особенностей и перспектив эволюции российской этнополитики. Издание адресовано историкам, политологам, социологам, областью интересов которых является системный анализ макросоциальных систем.

ИЗ ВВЕДЕНИЯ
"Изучение империй снова в моде"' - констатируя этот факт, М. фон Хаген называет в качестве одной из его причин то обстоятельство, что "вспыхнувшие не только в Европе, но и в Евразии в целом этнические и национальные конфликты пробудили ностальгию по крайней мере по некоторым многонациональным династическим империям, которые, как видится в ретроспективе, умели лучше регулировать долгосрочные межэтнические отношения и проводить национальную политику с менее апокалиптическими последствиями, чем современные национальные государства, созданные на обломках великих империй, развалившихся во время и после Первой мировой войны"2. Оживившийся в науке (и, может быть, в еще большей степени - в актуальной публицистике) интерес к имперскому типу политической организации и политической культуры, видимо, является одним из наиболее заметных эффектов новой проблематизации этнополитики в целом.
Национальное государство уже не воспринимается как оптимальный и единственно возможный в современном мире вариант политического оформления крупных человеческих сообществ, - об этом свидетельствуют, скажем, дискуссии вокруг идей "конституционного патриотизма" (Ю.Хабермас), "постнациональной идентичности" (Ж.-М.Ферри) или "постсуверенной нации" (П.Тибо). Вытеснения этими концептами детально разработанной национально-государственной идеологии и ментальности еще не произошло, но неудовлетворенность национальной моделью зримо нарастает. Видимо, не случайно и такой научный авторитет, как Э.Геллнер (чье имя связывается обычно как раз с утверждением отсутствия альтернатив национализму как политическому принципу современных обществ) в последние годы жизни, по свидетельству А.М.Хазанова, существенно пересмотрел свои взгляды на имперскую проблематику:
"Неожиданно он стал вдруг говорить о преимуществах империй, не только Габсбургской, которую он всегда немного идеализировал, но даже Советской, потому что они силой предотвращали межэтнические столкновения"3.
Тем более остры эти вопросы в России, где они осложнены ситуацией не сделанного до настоящего момента выбора между двумя возможными вариантами реорганизации российской государственности, описываемыми в этнополитических терминах как имперский и национально-государственный (последний вариант также внутренне неоднороден, так как национальное государство может основываться как на этническом, так и на чисто гражданском, конституционном понимании нации). При этом неизбежная инсти-туционализация той или иной установки (альтернативой чему является этнополитический хаос) лишь оформит и зафиксирует возобладание соответствующего компонента российской политической культуры. Последняя до настоящего времени сохранила высокую степень поливариантности и, следовательно, способность эволюционировать в различных направлениях - причем степень управляемости этого процесса прямо зависит от адекватности научного знания о ее характере и структуре, а означенная адекватность, в свою очередь, от избираемого концептуального аппарата и исследовательского инструментария.
Последние годы отмечены возрождением интереса всего круга социальных наук к политической проблематике. Показательно, что интерес этот сконцентрирован преимущественно на сюжетах, подпадающих под описание, данное одним из лидеров французской школы Анналов Ж. Ле Гоффом еще в 1971 г. Решительно восставая против "историзирующей истории" (причем этот бунт имел самые серьезные последствия и для смежных истории дисциплин, в том числе для политической науки), Ж. Ле Гофф отмечал: "Если сегодня и возможно констатировать определенный кризис политической истории, расширение перспектив политических исследований в науках о человеке остается тем не менее значимым фактом". Уже тогда французский историк связывал надежды на возрождение политической истории и других социальных наук, анализирующих политическую реальность, в первую очередь с отказом от ограничения их предмета сферой государственных институтов ("анализ политической истории в категориях власти должен в интересах дела выходить за рамки, очерчиваемые при изучении политической истории в категориях государства и нации") и с повышенным вниманием к сфере "политической ментальности" и "семиотических систем политического". Естественно, что этот призыв должен был оказаться и оказался актуален и для политической науки как таковой.

Оглавление
I. Введение: проблема, методология, литература
II. Империя и модернизация: концептуальные подходы.
1. Империя - определения синдромные и генетические
2. Условия формирования империи
3. Функциональный анализ имперских систем
4. Характеристики имперских систем
5. Модернизация и этнополитика
6. Империя и модернизация
III. Российская империя и модернизация
1. Имперский компонент российской государственной парадигмы
2. Национально-государственный компонент российской государственной парадигмы
3. Российская этнополитика XVIII - первой половины XIX вв.: последствия вестернизации
4. Российская этнополитика в условиях системной модернизации: вторая половина XIX в
5. Советская этнополитика: империя как виртуальная реальность
6. Российская этнополитика в условиях системной модернизации: конец XX в
IV. Заключение
Примечания
Литература


В.Г. ЛЕДЯЕВ
ВЛАСТЬ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Серия "Политология России"

"Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001. - 384 с.

В книге дан концептуальный и типологический анализ власти, выделены и классифицированы основные подходы к пониманию власти, обоснованы принципы конструирования понятия власти и предложены способы решения важнейших проблем в определении понятия власти и ее форм. Книга предназначена для специалистов в области политической теории и социологии, а также для всех, кто интересуется феноменом власти.

ИЗ ВВЕДЕНИЯ
Власть как фундаментальная проблема социальных и гуманитарных наук относится к числу "вечных" и всегда будет привлекать внимание исследователей самой разнообразной ориентации. Особый интерес к ней возникает в переломные эпохи социального развития, когда реальной становится угроза дестабилизации механизма социального управления и многое зависит от функционирования политической системы и распределения власти в обществе. Именно такой момент переживает сегодня Россия. Распад прежних властных структур и формирование новых отношений власти/подчинения, определение "социальной цены" реформ и поиск ответственных за прошлые и настоящие неудачи, разработка антикризисных мероприятий и программ модернизации постсоветского общества актуализируют поиск теоретических оснований адекватной политической стратегии, соответствующих структур и коммуникаций.
Современная кратология - "наука о власти" - является информационно-поисковой системой, в которой представлены конкурирующие исследовательские программы. Роль базового элемента в этих программах и основного регулятива эмпирических исследований властных отношений в обществе играет понятие власти. От определения данного понятия в значительной мере зависят качество социологической информации, характер практических рекомендаций и, конечно, теоретическая картина социальной реальности.
(Классическим примером того, как выбор концепции власти предопределяет основные выводы и результаты эмпирических исследований дает сопоставление исследовательских проектов Ф.Хантера и Р.Даля. Используя "репутационный" метод, Хантер пришел к выводу об элитистском характере распределения власти в американском обществе, в то время как "решенческий" метод Даля привел его к плюралистическим оценкам. Не случайно всплеск интереса к определению понятия власти и начало его систематической разработки приходятся на 1950-1960 годы, когда власть стала объектом прикладного исследования, прежде всего, в политической науке.)
Поэтому концептуальный анализ власти является одним из важнейших направлений социального исследования, которое дает основания для междисциплинарного синтеза знаний и стратегических коммуникаций в науке.
Констатация принципиальных различий в концептуальном опыте традиций и персоналий - общее место современных дискуссий о власти. По мнению редактора трехтомного издания по кратологии, репрезентирующего ее нынешнее состояние, Дж.Скотта (1994), власть "стала одним из наиболее дебатируемых и оспариваемых понятий в социологическом лексиконе". Несмотря на широкий спектр предпочтений, большинство исследователей согласны в том, что в основе понятия власти лежит идея производства каузальных следствий: власть представляет собой способность оказать определенное воздействие на объект. "Абсолютным общим ядром или примитивной идеей, лежащей в основании всех рассуждений о власти, - пишет С.Льюкс, - является идея о том, что А каким-то образом воздействует на Б" (Lukes, 1974: 26). (В англоязычной социологической и политологической литературе использование букв в качестве символов, обозначающих те или иные природные, духовные или социальные образования, является общепринятым. В научных трудах по проблемам власти под А обычно подразумевается субъект власти, под Б - объект власти. К ним могут относиться как отдельные индивиды, так и группы (организации). Используя "литерную" терминологию, иссследователь временно абстрагируется от уточнения природы субъекта и объекта власти, акцентируя внимание на специфике отношения между ними.)
Однако в таком виде определение власти остается весьма аморфным, неопределенным. Далеко не каждая способность воздействовать и не каждое воздействие есть власть. Концепция власти поэтому должна определить критерий (или критерии) существенного (значимого) влияния, отличающие власть от обычной каузальной связи.
Критерии значимости, в свою очередь, столь же неочевидны и при этом связаны со многими дискуссионными вопросами. Что есть власть: потенциал, его осуществление или и то, и другое? Атрибут, отношение или действие? Власть сделать что-то или власть над кем-то? Что является непосредственным объектом воздействия власти: интересы, преференции, поведение, сознание, выбор деятельности, их комбинация? Может ли власть осуществляться ненамеренно? Означает ли власть, по определению, конфликт, оппозицию, сопротивление, асимметрию? Кто является субъектом власти:
индивиды, группы, организации или же социальные структуры и системы? В чем состоит специфика отдельных видов власти? Данные вопросы определяют проблемное поле концептуального анализа власти.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение
Раздел I. Концептуальный анализ власти: теоретические подходы и основные проблемы
Глава 1. Концепции власти: аналитический обзор
Глава 2. Принципы и логика концептуального анализа власти
Раздел II. Конструирование понятия власти
Глава 3. Семантическое поле "власти"
Глава 4. Власть как каузальное отношение .
Глава 5. Проблема актуального и потенциального
Глава 6. Власть и интенция
Глава 7. Результат власти
Глава 8. Конфликт, интересы и власть
Глава 9. Ресурсы и власть
Глава 10. Действие, структура и власть
Глава 11. Понятие власти (заключение)
Раздел III. Типологический анализ власти
Глава 12. Сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет
Глава 13. Индивидуальная и коллективная власть
Глава 14. Политическая и неполитическая власть
Глава 15. Виды власти (заключение)
Заключение
Библиография
Ledyaev V.G. Power: a conceptual analysis (Abstract)

Клод ЛЕФОР
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ (XIX-XX века)
перевод с французского Е.А.Самарской
Серия "Университетская библиотека"

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000. - 368 с.

Книга К. Лефора - собрание очерков по проблемам философии политики. Переходя от политических анализов Х. Арендт к концепциям А. Токвиля, Ж. Мишле, Э. Кине, от рассмотрения характера власти в условиях монархии к проблемам современной демократии, Лефор стремится раскрыть сущность политического как такового. Последнее он рассматривает не так, как это принято в политической науке или политической социолог гии, то есть не как определенную особую сферу общественной жизни, находящуюся на дистанции от других сфер (экономической, социальной и т.д.). Политическое он понимает в соответствии с философской традицией, восходящей к Платону, видит в нем совокупность принципов, лежащих в основе отношений людей друг к другу и к миру, квинтэссенцию той или иной "формы общества".

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Нельзя было бы, конечно, приступить к проекту осмысления и переосмысления политического в стремлении взять на себя решение вопросов, возникающих в опыте нашего времени, не спрашивая себя о том, что такое политическое? Означает ли это, что ответ в форме определения необходимо иметь в исходном пункте или даже, что нужно начать исследование такого рода ответа? Не нужно ли скорее согласиться, что всякое определение, всякая попытка фиксировать сущность политического мешают свободному движению мысли, и напротив, это последнее сохраняется при условии, что не предопределены заранее границы политического и существует согласие на исследование, пути которого не известны заранее? Очерки, которые мы собрали в этом сборнике, принадлежат на деле к такого рода исследованию. В них не найдут этапов систематического поиска. Необходимо уточнить: они не были отредактированы с целью составить главы одной книги. Впрочем, их объединение в соответствии с небольшим числом тем не могло бы вызвать подобной иллюзии, настолько их разнородность очевидна. Я добавлю, что появление некоторых из них вызвано определенными обстоятельствами: таково "Новое прочтение "Коммунистического Манифеста", связанное с ситуацией непредвиденной переоценки проекта Маркса; другие, например, очерки о французской революции, о Токвиле или религии и политике, представляют собой результат работы семинаров; третьи, такова "Смерть бессмертия?", - представляют итог вопроса решенного, но при рассмотрении которого использовались очень недостаточмые данные. Но каковы бы ни были их происхождение и затронутый предмет, они объединены друг с другом только проявляющейся интенцией поиска признаков политического там, где они очень часто либо игнорируются, либо не признаются, или общей тенденцией сбора и идентификации этих признаков. Я умышленно употребляю эту двойню формулу, чтобы дать понять, что мы идем навстречу политическому путем движения, конечно, обдуманного, но оно само зависит от нашего опыта здесь и теперь, имеющего форму некогда неизвестную, от нашего политического существования или, если говорить языком Аристотеля, от нашего политического животного состояния.
Рассматривать политическое в том смысле, какой мы придаем этим словам, значит обнаружить интенцию, отличную от интенций политической науки и политической социологии, и вынудить нас поставить вопрос о наших связях с традицией политической философии. Скажем немного и о том, что нас отделяет от первых, и о том, что нас сближает со второй. Политическая наука и политическая социология связаны с областью, которая была устроена в зависимости от императивов позитивной науки - императивов объективности и нейтральности - и в качестве таковой находится на дистанции от других областей, таких, например, как экономическая, социальная, юридическая, этическая, религиозная, эстетическая... Особенно в очерке, озаглавленном "Постоянство теолого-политического", можно видеть, почему мы считаем такое разделение не второстепенным, а искусственным. В этом кратком представлении достаточно указать, что оно становится совершенно неуместным, когда рассматривают большинство обществ, с которыми нас знакомят антропологи и историки; что оно свидетельствует зато о форме общества, установившейся на Западе относительно недавно, если учитывать протяженность истории человечества; что эту форму важно точно отделять от предшествующих форм, и если этого не сделать, наука оказывается бессильна прояснить и оправдать свое основание. Итак, нет сомнения, что критика такого рода выводит нас на орбиту политической философии…

Е.Б. ШЕСТОПАЛ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ 1990-х.
Теоретические и прикладные проблемы политической психологии.
Серия "Политология России"

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000. - 431 с.

Книга вице-президента Международной и Российской ассоциаций политической науки Е.Б. Шестопал впервые в отечественной литературе столь серьезно - на монографическом уровне - представляет политическую психологию как науку, дает анализ протекающих сегодня в стране политических процессов с точки зрения этой составляющей политологии. В книге трактуются проблемы политического менталитета и политической социализации, человеческого измерения политики, рассматриваются механика политического поведения, типы политического участия. Специальный раздел книги посвящен рассмотрению психологических аномалий современной российской политической системы. Рассчитана на широкий круг профессиональных политологов и политических консультантов, студентов и преподавателей соответствующих дисциплин. Несомненно, книга привлечет внимание всех, кто интересуется событиями политической жизни страны последних лет, поскольку автор принимал непосредственное участие во многих из них в качестве консультанта и аналитика.

ИЗ ВВЕДЕНИЯ
Размышляя над этой книгой, я подумала о том, как заманчиво уловить и сохранить профиль не только человека, но и самого времени. За те двадцать лет, которые были отданы политической психологии, накопились наблюдения, заметки, живые впечатления от встреч с политиками, и с теми, кто за ними или рядом с ними.
Особенно любопытные явления происходили в отечественной политике в 90-е годы. Заканчиваются десятилетие, столетие и тысячелетие. Может быть, поэтому возникает столько аномалий, в вихре которых обычные бюрократические и криминальные игры приобретают мрачноватый, почти мистический смысл. Для политологов разгадывание смысла происходящих перемен становится все более трудной задачей. На этом пути возникает множество сложностей, связанных и с неясными очертаниями того, что рождается в российской политике на пороге нового тысячелетия, и с тем инструментом анализа, который плохо приспособлен для понимания новых явлений.
Конечно, любая попытка понять происходящее субъективна и ограничена. В основе этой книги - тоже очень личностный взгляд на происходящее, ограниченный жизненным и научным опытом автора. Помимо двух мониторинговых исследований, посвященных российским лидерам п российским гражданам, которые дали большой материал для размышлений, у автора была возможность включенного наблюдения во время избирательных кампаний, консультирования, обсуждения с российскими и зарубежными коллегами текущих проблем российской политики.
Сменяющие друг друга фигуры, быстрое мелькание событий не дают впечатлениям устояться и запечатлеть пейзаж современной российской политики, как это сделал бы историк или мемуарист. Не берусь и за написание парадных портретов политических деятелей - многие из них напишут автопортреты или найдут придворных бытописателей. А вот профиль - это как раз то, что сейчас надо. Он узнаваем, но не претендует на истину в последней инстанции.
Понятно, что профиль российской политической жизни каждый исследователь вырезает по-своему. Мне ближе инструмент политической психологии - и в силу профессионального интереса, и из-за того, что именно эта научная дисциплина наиболее чувствительна к происходящим в политике переменам, и в силу неразвитости многих наших политических институтов и, напротив, - особой роли субъективных ее компонентов.
Среди различных отраслей психологической науки политическая психология - одна из самых младших по возрасту. Если в других странах она начала развиваться около четверти века тому назад, то в России период ее бурного становления связан с изменением общественного климата в годы перестройки. Интерес к новой области знания во многом подогревался стремлением разобраться в небывалых политических процессах и в повысившейся гражданской активности.
Предлагаемая читателю работа состоит из двух частей. В первой части основной акцент сделан на тех возможностях, которые дают теоретические разработки в области политической психологии. Вторая часть позволяет показать применение этих теоретических схем для анализа российского политического процесса 90-х. За это десятилетие менялся не только расклад политических сил и политический климат в стране, но и уточнялись многие, казавшиеся общепринятыми, научные трактовки и концепции. Многое из того, что найдет в этой книге читатель, уже было опубликовано и стало частью политико-психологического дискурса последнего десятилетия. Ряд положений пришлось пересмотреть или уточнить. Готовя книгу к печати, я подумала о том, что динамика нашего понимания того, что произошло в стране за десять лет, может представить интерес..."

ИСТОРИЯ

О.В. БУДНИЦКИЙ
ТЕРРОРИЗМ В РОССИЙСКОМ ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ:
идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начала XX в.)

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000. - 399 с.

В монографии впервые в отечественной историографии предпринята попытка выработать концепцию истории терроризма в российском освободительном движении. Терроризм рассматривается как специфическое явление, свойственное российскому революционному движению на протяжении полувека. В работе исследуется генезис террористических идей, рассматриваются взаимовлияние идеологии и практики терроризма, этические и психологические основы различных его направлений, идейная борьба по вопросам применения террористической тактики между различными течениями в российском революционном движении; прослеживается воздействие терроризма на российское общество и власть.

ИЗ ВВЕДЕНИЯ
Терроризм, ставший одним из бедствий человече;тва в последней трети двадцатого века, а с недавних юр захлестнувший и нашу страну, заставляет еще раз йглянуть в то универсальное зеркало, которым являйся история. История, как известно, имеет свойство повторяться; в случае с терроризмом она чаще повтояется как трагедия, а не как фарс. Правда, для историка существует опасность модернизировать события прошлого и привнести в свой анализ оценки, свойственные времени, в котором он живет и пишет; иными словами, существует опасность отступить от принципа историзма в угоду современной политической конъюнктуре. Сразу заметим, что при некоторой типологической схожести революционного терроризма XIX - начала XX веков с терроризмом наших дней у них, по нашему мнению, больше отличного, нежели общего. И актуальность изучения истории терроризма, как нам представляется, определяется прежде всего научными, нежели политическими причинами.
Дело в том, что терроризм, оказавший столь глубокое воздействие на политическое развитие и, если угодно, психологию русского общества, остается до сих пор практически не исследованным как специфическое явление. Объясняется это преимущественно вненаучными причинами. Тема терроризма была длительное время табу для советских историков. В отечественной литературе можно найти десятки работ, посвященных терроризму на Западе, однако вплоть до последнего времени не существовало ни одной работы, специально посвященной феномену терроризма в России. Между тем, значение терроризма в истории России трудно переоценить...

А.А. ДАНИЛОВ, А.В. ПЫЖИКОВ
РОЖДЕНИЕ СВЕРХДЕРЖАВЫ: СССР В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001. - 304с.

В книге рассматривается важнейший этап истории советского общества - период 1945-1953 годов. Анализируя различные аспекты внешней и внутренней политики СССР, авторы делают попытку комплексной оценки послевоенного советского общества.
Исследование построено на уникальных архивных документах, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Широкая источниковая база работы позволила уточнить целый ряд вопросов международной политики страны, функционирования партийно-государственной власти, идеологической системы и т.д.
Книга рассчитана на специалистов и читателей, интересующихся отечественной историей XX столетия.


Т.В. ЗОНОВА
ДИПЛОМАТИЯ ВАТИКАНА В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Серия "Научные труды МГИМО"

М.: Московский государственный институт международных отношений (университет);
Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. - 200 с.

Книга посвящена истории и практике дипломатии Святого Престола. До сих пор этой теме не уделялось достаточного внимания не только в отечественной, но и зарубежной литературе. Между тем глубокое понимание происходивших в странах Западной Европы на протяжении столетий политических процессов, и в первую очередь развития отношений между церковью и государством, становления принципа государственного суверенитета, невозможно без знания дипломатии Ватикана - дипломатии во многом уникальной, достигающей целей не в результате применения или угрозы применения силы, а благодаря терпеливому использованию средств морального и правового воздействия. Представление о становлении дипломатических структур Ватикана позволяет лучше понять эволюцию светской дипломатической службы европейских государств. Изучение многовекового опыта и современных форм дипломатии Св. Престола приобретает особый смысл в наши дни, когда поиск "этического измерения" международных отношений неизбежно ведет к осознанию значимости духовного фактора.

This book on "Diplomacy of the Holy See" is dedicated to the problem that has not been adequately studied either in Russian or in foreign literature. Nevertheless, the study of the Holy See diplomacy gives an opportunity for a more profound insight into the political processes that over the centuries have been underway in West European countries, makes it possible to reveal the intricacy of the State-Church relations as well as the complexity of the establishment of the State Sovereignty principle. The study of the Vatican diplomatic structures helps to grasp the process of the rise of the secular diplomatic service in Europe. The history of the Holy See diplomacy and of its present-day contents highlights the significance of the "spiritual factor" which assumes an ever greater importance from the viewpoint of the ethic dimension within the international relations realm.

ИЗ ВВЕДЕНИЯ
История дипломатии Римской католической церкви наглядно демонстрирует основные этапы становления европейской политической системы, ибо напрямую затрагивает проблемы взаимоотношений светской и духовной власти, государственного и духовного суверенитета, модели имперского, республиканского, конфедеративного и федеративного устройства Европы. В свою очередь само содержание церковной дипломатии в основном определяется системой взаимоотношений светской и духовной власти.
Католическая церковь является единственным религиозным институтом, который посредством Св. Престола поддерживает официальные дипломатические отношения с государствами - членами международного сообщества. С этой точки зрения католицизм отличается как от православия, так и от различных протестантских конфессий и нехристианских религий.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Материалы Всероссийской научно-практической конференции

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001. - 384 с.

В книге содержится комплексный анализ процессов генезиса, формирования и эволюции российского либерального консерватизма как системы представлений и политики, организации и тактики; его сопоставление с западно-европейскими типами либерального консерватизма, а также прогнозирование перспектив развития и функционирования в условиях становления гражданского общества и правового государства в современной России.

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Всероссийская научно-практическая конференция, состоявшаяся в Ростовском государственном университете 25-o 26 мая 2000 г., является логическим продолжением двух предшествующих международных научных конференций: "Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы" (Москва, 27-29 мая 1998 г.) и "П.Н.Милюков: историк, политик, дипломат" (Москва, 27-28 мая 1999 г.). Исследовательская новизна и одновременно "интрига" данной конференции состоит в том, что ее участники - обществоведы разных специальностей и научных школ - предприняли в целом плодотворную попытку осмыслить проблему сопряженности двух моделей общественного развития - консерватизма и либерализма, интеллектуально поработать в "пограничной зоне", \-раскрыть совокупность предпосылок и условий, при которых мог бы реализоваться либерально-консервативный синтез. Учитывая недостаточность теоретико-методологических проработок как содержания и объема понятий, так и самого проблемного поля и консерватизма, и либерализма, важно было сосредоточиться на обсуждении наименее изученных и дискуссионных вопросов.
Во-первых, научный поиск типичного и особенного между либерализмом и консерватизмом осуществлялся на уровне теоретико-методологического различения типов мышления, психологии носителей и адептов, генерирующих, разделяющих, симпатизирующих той или иной системе миропонимания, мировоззрения и мироощущения. Именно тин мышления, психология в значительной степени предопределяют тип личности, ее творческий интеллектуальный поиск ответа на вызовы Современности. Именно на интеллектуальном уровне первоначально реализуется моделирование альтернатив общественного развития - консервативное, либеральное, социалистическое. Сущностные различия между этими моделями в определенной мере предопределяют формы и методы идейно-политической борьбы между их носителями, которые тысячами зримых и незримых нитей прямо или опосредованно связаны с определенными социальными стратами, сублимируют и выражают их интересы.
Во-вторых, систематическая проработка теоретических, философских, идеологических, политических, социокультур-ных, нравственно-этических и психологических предпосылок

формирования консерватизма и либерализма, что позволяет не только дать им типологизацию, выявить их "инвариантные ядра", но и обнаружить ту "пограничную зону", которая отделяет их друг от друга, позволяет провести различения между ними.
В-третьих, представляется давно исследовательски назревшим проанализировать всю совокупность составляющих динамичного, проблемного поля консерватизма и либерализма (теорию, идеологию, программатику, организацию, политические технологии), что, в конечном счете, делает возможным воссоздание целостной картины генезиса, сложного и противоречивого процесса формирования, эволюции как консерватизма, так и либерализма. При этом, разумеется, нельзя забывать, что обе модели общественного развития являются исторически подвижными и динамичными. В зависимости от конкретной исторической ситуации, консервативный и либеральный сегменты в общей системе общественной мысли и общественно-политического движения могут расширяться или сужаться, проявлять себя либо изолированно друг от друга, а при определенных обстоятельствах сближаться, создавая либерально-консервативный синтез.
Чтобы не потеряться между различными "прочтениями" и "пониманиями" русского и зарубежного консерватизма и либерализма (при данной историографической разработке проблемы это вполне реально), участники конференции сосредоточились на характеристике: во-первых, самого понятия, а во-вторых, проблемного поля именно либерального консерватизма. При этом исходной теоретико-методологической посылкой для проведения такого рода анализа явилось положение о том, что либеральный консерватизм представляет собой одну из форм либерализма как родового понятия, один из сегментов единого либерального движения. Являясь самостоятельным сегментом русского либерализма как теории и политики, находясь на его правом фланге в организационно-партийном смысле, либералы-консерваторы, при определенных обстоятельствах выполняли синтезирующие функции с левым крылом консерватизма - консервативными либералами. В свою очередь, либералы-радикалы, находящиеся на левом фланге русского либерализма, выполняли роль связующего звена с умеренными социалистами. В этой сложносоставной гамме представлялось важным осуществить интеллектуальную атаку именно на "пограничную зону", разделяющую собственно консерватизм от собственно либерализма. Учитывая родовые различия между консерватизмом и либерализмом важно было дать характеристику понятиям: "консервативный либерализм" и "либеральный консерватизм", показать их общее и особенное; определить "сегментальное поле" либерального консерватизма; социальную природу и партийную градацию либера

лов-консерваторов; проанализировать используемые либералами-консерваторами политические технологии.
В большинстве докладов и сообщений обращалось внимание на крайнюю сложность понятия "либеральный консерватизм", на отсутствие в отечественной и зарубежной обществоведческой литературе разработанных методик для характеристики этого понятия, как по его объему, так и по содержанию. Не случайно проблема общего и особенного, сходства и различий, с одной стороны, между либерализмом и консерватизмом, а с другой - между либеральным консерватизмом и собственно либерализмом оказалась наиболее дискуссионной. В принципе, соглашаясь с необходимостью выделения понятия "либеральный консерватизм" в качестве сущностного, участники конференции, вместе с тем обращали внимание на необходимость его, прежде всего, теоретико-методологической проработки, на выявление типичных черт и приоритетов либерального консерватизма в непосредственном сопряжении с родовым понятием "либерализм".


П.Н. МИЛЮКОВ: ИСТОРИК, ПОЛИТИК, ДИПЛОМАТ
Материалы международной научной конференции

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000. - 560 с.

Редакционная коллегия:
В.В.Шелохаев, доктор исторических наук, профессор (ответственный редактор) М. К. Горшков, доктор философских наук;
В.В.Журавлев, доктор исторических наук, профессор;
В.Ф.Пустарнаков, доктор философских наук;
А.К.Сорокин, кандидат исторических наук;
А.Д.Степанский, доктор исторических наук, профессор

В книге содержится комплексный анализ философских, исторических и социокультурных основ мировоззрения П.Н.Милюкова, различных направлений и аспектов его общественно-политической и партийной деятельности в России и эмиграции; показан его вклад в отечественную историческую науку, в разработку доктрины и идеологии, программы и тактики либерализма нового типа.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Раздел первый. ДОКЛАДЫ
В.Ф.Пустарнаков. Социологическая концепция П.Н.Милюкова - антитеза метафизической философии истории
Т.Эммонс. "Запоздалость" или "своеобразие"? Проблема русского исторического процесса у П.Н.Милюкова
М. Г. Вандалковская. П.Н.Милюков в полемике с евразийской концепцией русской истории
А.Л.Янов. Европа в политической традиции России
А.Н.Медушевский. Неолиберальная концепция конституционных кризисов в России
В.К.Кантор. П.Н.Милюков contra "Вехи" в защиту русской интеллигенции
А.В.Игнатьев. П.Н.Милюков как дипломат
Н.И.Канищева. Разработка П.Н.Милюковым тактического курса эмигрантских кадетских групп
Л. Г. Березовая. Пушкиниана профессора Милюкова
Раздел второй. СООБЩЕНИЯ
И.Н.Сиземская, Л.И.Новикова. П.Н.Милюков о культурно-исторических традициях русской интеллигенции
Т.М.Бон. История культуры в Германии и России в трудах Карла Лампрехта и Павла Милюкова:
сравнительный анализ
Л.В.Селезнева. Милюков: между западничеством и славянофильством
А.И.Нарежный. П.Н.Милюков об истоках либерализма в России
Ш.Галай. The Kadets, Milyukov and the first Duma
M.K.Stockdale. Miliukov, nationality and national identity
Н.Б.Хайлова. В поиске "почвенной" модели либеральной партии накануне и в годы Первой русской революции
И.А.Жданова. Оценка П.Н.Милюковым послефев-ральского политического процесса 1917 г.
Д.Е.Новиков. П.Н.Милюков о внешней политике России (1906-1914 гг.)
А.Ю.Бахтурина. П.Н.Милюков и польский вопрос
А.В.Репников. П.Н.Милюков и К.Н.Леонтьев
О.В.Будницкий. Милюков и Маклаков: к истории взаимоотношений. 1917-1939
И.В.Сабенникова. П.Н.Милюков и идеологические течения в русской эмиграции
А.И.Сперкач. П.Н.Милюков против правых кадетов ("Новая тактика" и идеологические аспекты раскола конституционных демократов)
З.И.Перегудова. Департамент полиции и П.Н.Милюков
А.Д.Степанский. Документы П.Н.Милюкова в Доме-музее Марины Цветаевой
Раздел третий. ДИСКУССИЯ
О.В.Волобуев. Первая российская революция в публицистике П.Н.Милюкова
А.Н.Загородников. Павел Милюков и западная историография о российском либерализме
О. Ю. Малинова. Две концепции "либерального национализма". П.Б.Струве и П.Н.Милюков
И.Л.Архипов. Либерал в революции: штрихи к политико-психологическому портрету П.Н.Милюкова
А.Л.Стародубова. Либеральная модель реформирования России в 1917 г. и П.Н.Милюков
Т.И.Рябова. "Живая мудрость" Пушкина в идейном наследии отечественных либералов
Э.Е.Писаренко. Молодежь на грани веков. Из "Петербургского интермеццо" Милюкова с мемуарными зарисовками Струмилина
Раздел четвертый. ПРИЛОЖЕНИЯ
От составителя
Подписка, данная рязанскому полицмейстеру с обязательством не заниматься политической деятельностью за границей. 18 декабря 1896 г.
Прошение министру внутренних дел. 20 января 1897 г.
Прошение министру внутренних дел. 9 июля 1897 г
Справка Департамента полиции на П.Н.Милюкова. Апрель 1913 г.

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
В январе 1999 г. исполнилось 140 лет со дня рождения П.Н.Милюкова - выдающегося русского историка, общественно-политического деятеля, лидера конституционно-демократической партии, депутата Государственной думы, министра иностранных дел Временного правительства.
Павел Николаевич Милюков (1859-1943) прожил долгую и творчески насыщенную жизнь. Будучи масштабной, образно говоря, знаковой фигурой, аккумулировавшей и отразившей мысли и образ действия, с одной стороны, ведущие тенденции новой исторической эпохи, а с другой - наложившей свой яркий индивидуальный отпечаток на развитие общественно-политического процесса в России в начале XX века. Его имя сначала как талантливого историка, а затем и крупного политического и партийного деятеля было широко известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Однако после большевистского переворота и последовавшего вскоре декрета СНК 28 ноября 1917 г., объявившего кадетов партией врагов народа, а ее лидеров подлежащими немедленному аресту, Милюков, вынужденный в 1919 г. навсегда покинуть Россию, на многие десятилетия был зачислен в разряд "коварных и непримиримых" политических противников большевистской партии и Советской власти. В русле этой официальной идеологической установки в отечественной литературе оценивались, вплоть до середины 80-х годов, место и роль Милюкова в политическом процессе первой четверти XX века.
Свою основную задачу инициаторы конференции видели прежде всего в том, чтобы сосредоточить свое внимание на анализе общетеоретических и методологических, социокультурных, историографических и источниковедческих проблем, на постановке дискуссионных и малоисследованных аспектах как личной биографии Милюкова, так и его творческой, общественно-политической деятельности в самых широких хронологических рамках. Одновременно личность и деятельность Милюкова рассматривались в контексте эволюции русского и западного либерализма начала XX века. Публикуемые материалы конференции показывают, что подобного рода опыт концентрации творческих усилий ученых-обществоведов (философов, социологов, политологов, историков, архивистов), представляющих различные генерации и точки зрения, представляется весьма плодотворным, ибо способствует "высечению" творческой мысли, диалоговому обмену результатами своих наработок, выполняемых в рамках академических и научно-исследовательских центров в России и за рубежом.


Л.Г. ПРАЙСМАН
ТЕРРОРИСТЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ, ОХРАННИКИ И ПРОВОКАТОРЫ

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001. - 432 с.


В центре внимания автора находится боевая организация партии социалистов-революционеров (эсеров) - одна из самых страшных террористических организаций XX века, а также Евно Азеф - один из лидеров российских террористов и вместе с тем секретный сотрудник департамента полиции. Автор исследует феномен российского террора, реакцию на него широких слоев общества и правительственного лагеря. В книге подробно описаны противостояние правительства и террористов, сложные отношения между ними. Широко используются новые архивные источники.
Книга рассчитана на читателей, увлекающихся отечественной историей, политикой, социальной психологией и психологией личности, историков - исследователей, преподавателей, аспирантов и студентов.

ИЗ ВВЕДЕНИЯ
Террор - одна из самых страшных проблем, перед которой стоит человечество, вступая в новое тысячелетие. Бомбы рвутся на улицах городов Англии и Северной Ирландии, в автобусах Тель-Авива и троллейбусах Москвы. Борьбу с этим явлением ведут правительства многих стран мира, собираются международные конференции, спецслужбы различных государств координируют свои усилия, но террор продолжается.
В предлагаемой читателям книге рассматривается история одной из самых грозных террористических групп века - Боевой организации партии социалистов-революционеров. Один из основных вопросов, который нас интересовал - каковы были роль и значение террора в истории России начала века. Почему представители различных классов, сословий, национальностей, выходцы из элиты страны шли в террор и радостно отдавали свои жизни ради свержения существующего общественного строя? В книге исследуется деятельность и других организаций террористов - Летучего Боевого отряда Северной области, Центрального боевого отряда и т.д.


РОССИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Материалы Научно-практической конференции, посвященной 450-летию создания Посольского приказа

М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет);
"Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001. - 424 с.

Книга содержит материалы Научно-практической конференции, посвященной 450-летию создания Посольского приказа. В ее работе приняли участие министр иностранных дел РФ, ректор МГИМО (У), ученые и дипломаты. В их выступлениях отражены основные исторические вехи деятельности российского внешнеполитического ведомства. Во многом благодаря этой деятельности наша страна завоевала достойное место среди ведущих государств мира. Особая роль в докладах отведена вопросу подготовки отечественных дипломатических кадров, традиционно отличающейся высоким уровнем.
Для специалистов в области внешней политики и широкого круга читателей

РОССИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000. - 399 с.

Авторы:
О.В. Волобуев, доктор исторических наук
(руководитель проекта, ответственный редактор),
А.В. Игнатьев, доктор исторических наук,
Л.Н. Нежинский, доктор исторических наук,
С.С. Секиринский, доктор исторических наук,
Т.А. Филиппова, кандидат исторических наук,
В.В. Шелохаев

Содержание
ВВЕДЕНИЕ (О.В.Волобуев, В.В.Шелохаев).
ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ: ДИЛЕММЫ НОВОГО ЦАРСТВОВАНИЯ (С. С. Секирчнский).
Абсолютизм просвещенный и охранительный:уроки взаимодействия
"Русские" цели и "европейские" средства.
Самодержавие или представительная монархия?
"Интересы и традиции"
НА ЗАКАТЕ ЭПОХИ РЕФОРМ: МИР ИЛИ ВОЙНА (С.С.Секиринский)
"Война, которую послал Бог"?
Цена "бескорыстной" политики
"России предстоит сосредоточиться снова"
"Поддельная революция", тень Бонапарта и царь-миротворец
ПРИОРИТЕТЫ ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ (Т.А.Филиппова)
Рубежи имперостроительства
Служение и служба
Почва и опека
ОТ "ЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ" К "ПОЛИТИКЕ ИНТЕРЕСОВ" (А.В.Игнатьев)
Основные направления внешней политики в условиях модернизации страны
Отстаивание национально-государственных интересов после Крымской войны
Внешняя политика России и общественность в период Восточного кризиса 70-х годов
Выбор стратегического союзника
Дальневосточный крен и русско-японская война.
Политика соглашений и балансирования
Первая мировая война: за и против
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В КОНФРОНТАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ (В.В.Шелохаев)
Модернизация и очаги конфронтационности.
Тупики правительственного курса
Партийные модели-проекции преобразования России
ПРИОРИТЕТЫ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (О.В.Волобуев)
"Мы наш, мы новый мир построим"
Нэповский или административно-командный социализм?
"Социализм в одной стране"
Новации и догмы постсталинского периода
Тупики "развитого социализма"
Изменение партийно-государственных приоритетов.
ОТ ПЛАЦДАРМА МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ К СТАНОВЛЕНИЮ СВЕРХДЕРЖАВЫ (Л. Н. Нежинский).
Смена принципов.
От "революционного романтизма" к отрезвлению
В преддверии и в годы Великой войны
ИМПЕРАТИВЫ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ" И "ЯДЕРНОГО ВЕКА" (Л. Н. Нежинский).
Начало противостояния
Время колебаний
Перелом, который был неизбежен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
RESUME

Книга посвящена истории внутренней и внешней политики Российской империи и Советского Союза. Замысел состоял в том, чтобы проследить формирование и эволюцию основных приоритетов государственной политики, ее альтернативных основ, а также выяснить их соотношение с национальными интересами страны. Рассматриваемый период охватывает почти полтора столетия отечественной истории с середины XIX в. до рубежа 80-90-х гг. XX в. В течение этих лет менялись не только принципы политической стратегии, но и качественные характеристики общества, что находило отражение в содержании и иерархии самих государственных приоритетов.
Замысел данной работы состоит в том, чтобы для оценки стратегии государственной политики России и СССР, начиная с сер. XIX в. до 80-х годов XX в., применить в качестве методологического инструментария критерий "национального интереса", ранее не использовавшийся в нашей исторической литературе. К этому, в частности, подталкивает то обстоятельство, что в 90-е годы, после драматического распада СССР, публицисты и политики стали широко оперировать термином "национальный интерес". Причем, за термином, как правило, не видят проблемы определения сущности "национального интереса", сложного содержания понятия, наличия в нем иерархии приоритетов.

ИЗ ВВЕДЕНИЯ
Национальный интерес как осознанное общественным мнением понятие возникает тогда, когда общественно-политические силы получают возможность влиять на принятие значимых государственных решений. В передовых странах Западной Европы это произошло еще в XIX в. В числе тех, кто вводил термин "национальные интересы" в политическую аргументацию и лексику, были, например, французский государственный деятель и выдающийся историк Адольф Тьер и четырежды возглавлявший английское правительство лидер либеральной партии Уильям Гладстон. Критикуя политику Наполеона III, Тьер не переставал повторять, что "надо заботиться о наших интересах" и что ничего, кроме них, не может определять политический курс Франции. В 70-х гг. XIX в. Гладстон опубликовал серию статей, в которых утверждал, что величие и благополучие англичан находится на Британских островах, а не вне их, будь то даже имперские колониальные владения.
В нашем понимании, следовательно, "национальные интересы" как осознанное целое возникают и проявляются на стадии формирования гражданского общества и правового государства. Именно на этой стадии развития общества складывается нация как единое "гражданское и правовое целое". Отсюда следует, что мы трактуем термин "национальный" не как этнический или социокультурный, а в вышеуказанном смысле как проявление характеристик и стремлений гражданского общества (национальные интересы, национальное согласие и т.п.). Таким образом, формирование "национальных интересов" является историческим процессом, обусловленным становлением гражданского общества и правового государства. До этого момента говорить о "национальных интересах" представляется вряд ли обоснованным. Можно вести речь лишь о государственных интересах, в которых в наиболее сублимированном виде отражены интересы правящей элиты, господствующих страт, доминирующего этноса и т.д.
Перед авторами очерков прежде всего стояла задача определиться с исходной дефиницией и с выявлением иерархии приоритетов государственной политики императорской России и Советского Союза. В значительной степени этому помогло проведение организованного журналом "Отечественная история" "круглого стола", на котором выступили как участники исследовательского проекта, так и другие исследователи (см.:
Национальные интересы России и реальные приоритеты государственной политики за полтора века // Отечественная история. 1996. № 6).


М.И. СЕМИРЯГА
КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ. ПРИРОДА, ТИПОЛОГИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000. - 863 с.

Известный российский военный историк доктор исторических наук, профессор, академик Академии военных наук М.И. Семиряга подсчитал, что число тех граждан, которые в оккупационных странах Европы сотрудничали с врагом, было примерно таким же, как и участников движения Сопротивления, сражавшихся с этим же врагом. Почему так случилось? Каковы истоки этого необычного явления, вошедшего в историю минувшей войны под одиозным названием "коллаборационизм", в каких формах и методах оно проявлялось, какими особенностями в разных странах оно характеризовалось, как оно тормозило развертывание борьбы против фашизма, какое участие принимали коллаборационисты в становлении и функционировании немецко-фашистского оккупационного режима, как народы освобожденной Европы наказали их? На эти и другие вопросы автор, опираясь на многочисленные архивные документы, дает исчерпывающие ответы. Труд снабжен многими оригинальными иллюстрациями и фотокопиями документов, карт и схем. Он рассчитан как на специалистов, так и на широкий круг читателей.

ИЗ ВВЕДЕНИЯ
Один мудрец как-то сказал, что в каждом веке бывает свое Средневековье. Таким периодом в нашем XX в. стала Вторая мировая война, во время которой проявились худшие черты Средневековья. Она буквально сравнима со Средневековьем потому, что, во-первых, разразилась как раз в середине века и, во-вторых, принесла человечеству такие жертвы и разрушения материальных ценностей, которые не только сравнимы с многочисленными войнами средних веков Западной Европы, но и многократно превзошли их по многим параметрам. В частности, Вторая мировая война в морально-политическом плане обнаружила такие стороны общественного бытия, которые трудно было себе представить в нормальное для человечества мирное время. Среди них наименее изученной и поныне остается проблема коллаборационизма - его исторических истоков, типологии и его места в политической истории практически всех участвовавших в минувшей войне стран антигитлеровской коалиции.
В годы Первой мировой войны этот термин стал приобретать элементы политического звучания и уже употреблялся как-то отдельно от термина "сотрудничество", обозначая только предательство и измену некоторой части граждан.
В последующие годы понятие "коллаборационизм" стало активно политизироваться и идеологизироваться. В годы Второй мировой войны оно отделилось от понятия "сотрудничество" и приобрело самостоятельное значение, став синонимом осознанного предательства и измены, тогда как "сотрудничество" стало обозначать лишь вынужденные и неизбежные в условиях оккупации контакты и связи между местным населением и оккупантами.
История войн подтверждает, что никакая армия, действующая в качестве оккупантов какой-либо страны, не может обойтись без сотрудничества с властями и населением этой страны. Без такого сотрудничества оккупационная система не может быть дееспособной или вообще не может нормально функционировать. Она нуждается в переводчиках, в специалистах-администраторах, хозяйственниках, знатоках политического строя, местных обычаев и во многих Других помощниках из местных органов власти и населения.
Комплекс взаимоотношений между ними и составляет сущность коллаборационизма...

А.В. ШУБИН
ОТ ЗАСТОЯ К РЕФОРМАМ. СССР В 1977-1985 гг.

"Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001 - 768 с.

Автор ставит задачу рассмотреть те процессы, которые уже в недрах равновесия 70-х гг. предвещали будущую социальную бурю. Его интересуют те ростки, которые пробивались сквозь кирпичи монументального строения "реального социализма" и в итоге разрушили его, как делались первые шаги на пути к нынешнему нашему миру. Эти первые шаги, как и вся история Перестройки, породили немало мифов. Но "Корпус источников" и здравый смысл позволяют приблизиться к реальной картине старта Перестройки, отделить публицистические мифы от выводов, которые вытекают из проверяемых фактов. Читателю вместе с автором предстоит провести свое следствие в тех случаях, где источники противостоят друг другу, где позднейшие оценки противоречат фактам. Может быть, благодаря этому мы лучше поймем и нашу сегодняшнюю жизнь.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Г.И. НИКИТИНА, Е.П.ОРЛОВА
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГОВ
Серия "Научные труды МГИМО"

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000. - 240 с.

Учебное пособие для магистратуры Института политических наук Парижа - МГИМО

Редакционный совет:
А.В.Торкунов (председатель), М.В.Ильин, Ю.М.Колосов, Н.Н.Ливенцев, .Ю.Мельвиль, А.К.Сорокин, И.Г.Тюлин, О.Г.Ульциферов, Никитина Г.И., Орлова Е.П.

Настоящее пособие представляет собой курс обучения французскому языку политологов. Пособие предназначено, во-первых, для обучения пониманию политологических текстов разной степени сложности, овладению навыками перевода научных политологических текстов, а также текстов широкой общественно-политической тематики, овладению наиболее значимой терминологией политических наук. Во-вторых, специальная система упражнений служит развитию навыков устной и письменной речи, а именно: умению вести дискуссию на французском языке, а также подготовить научный доклад в устной или письменной форме.
Пособие предназначено для студентов старших курсов и магистрантов факультетов политологии.


СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА

И.М. БУСЫГИНА
РЕГИОНЫ ГЕРМАНИИ

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1999. - 351 с.

Общество живет как во времени, так и в пространстве. Поэтому понять страну, воспринимая ее как точку, без учета ее территориального разнообразил, невозможно. С точки зрения разнообразия региональных ландшафтов Германия представляет собой уникальную "лабораторию" для исследователя-регионалиста. Книга лауреата премии Европейской Академии (Париж, 1996), Лауреата Государственной премии России для молодых ученых (1997), зав. сектором Института Европы РАН И.М.Бусыгиной исследует исторические корни германского регионализма; взаимосвязь федерализма и регионализма в Германии; территориальный фактор в национальном самосознании немцев; методику районирования территории страны Во второй части книги представлены результаты проведенного впервые комплексного районирования всей территории Германии.

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Эта книга - о регионализме и регионах Германии, страны изумительной, дающей благодатнейший материал регионалисту. Страны с постоянно и значительно менявшейся географией, а эти изменения, как известно, самым существенным образом влияют на характер страны и людей. Тяга к разнообразию у немцев фантастическая: на протяжении по крайней мере последних пяти десятилетий потоки мигрантов с востока и постоянно усиливающаяся мобильность населения - тенденция, сопровождающая любое индустриальное общество, - "перепахивали", перемешивали и выравнивали региональные сообщества Германии, а все-таки не выровняли. И сегодня Германия демонстрирует нам редкой "сочности" региональные ландшафты.
При встрече двух немцев накоротке один из важнейших и обязательных вопросов звучит примерно так: "Откуда Вы родом?" Хороший вопрос! И каждый немец может одновременно "проследить себя", к примеру, так: "Я из Кельна, я с Рейна, я живу в Северном Рейне-Вестфалии". За пределами Германии сюда, естественно, добавится еще одно: "Я немец". Трудно даже представить себе, насколько живучи такие "многоуровневые" самопредставления, насколько сильна у нации тяга к разнообразию, к накоплению и удержанию этого разнообразия. По мере написания книги усиливалось ' изумление: как может существовать как одно целое страна столь разнообразная?!


Е.Д. ПЫРЛИН
100 ЛЕТ ПРОТИВОБОРСТВА. ГЕНЕЗИС, ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ПАЛЕСТИНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001. - 480 с.

Монография известного российского востоковеда Е.Д.Пырлина посвящена изучению ближневосточной тематики. В книге подробно рассматриваются все этапы развития и различные аспекты палестинской проблемы с конца XIX в. до наших дней в контексте эволюции общей ближневосточной ситуации. Отдельно анализируются острейшие вопросы, связанные с историей и современностью палестинского народа (вопрос беженцев, исламский фактор и др.). Исследование демонстрирует, что палестинская проблема была и остается стержнем ближневосточного урегулирования.

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Выход в свет книги "Сто лет противоборства", несомненно, является не только значительным событием в области историке-политической литературы по ближневосточной тематике в России, но и ценным вкладом в историческую науку в целом. Палестинская проблема, которой посвящен данный научный труд, была за последние десятилетия в центре внимания средств массовой информации мира, в том числе и России (Советского Союза в прошлом). Многие авторы пытались определить причины возникновения главной ближневосточной проблемы, анализировать события, связанные с ней, наметить перспективу ее решения. Однако очень немногим удалось охватить все стороны палестинской проблемы в одной книге так, как это удалось профессору Пырлину.
Название книги действительно отражает суть ее содержания. И в отличие от других специалистов, интересующихся Ближним Востоком в целом и палестинской проблемой в частности, Пырлин сумел осветить данную тему как в диахронном, так и в синхронном планах. Автор подробно рассматривает все этапы развития палестинской проблемы и, кроме того, отдельно анализирует острейшие вопросы, связанные с историей и современностью палестинского народа, такие как вопрос беженцев, вопрос самоопределения и суверенитета, исламский фактор и др. И хотя следует отметить, что официальная позиция Палестинской Национальной Администрации и палестинского руководства по ряду вопросов не совпадает с точкой зрения автора, надо отдать ему должное за смелость в анализе щекотливых для арабского мира и палестинской общественности тем.

Мохаммад ХАТАМИ
ИСЛАМ, ДИАЛОГ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

"Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001. - 240 с.

Оглавление
Глава 1. Диалог цивилизаций и исламский мир
Глава 2. Диалог между Востоком и Западом
Глава 3. Исламский мир и современные задачи
Глава 4. Диалог и новое тысячелетие
Глава 5. Разум и религия
Глава 6. Религиозные верования в современном мире
Глава 7. Страхи и надежды
Глава 8. Замечания о мире информации
Глава 9. Традиции, современность и развитие
Глава 10. Свобода и развитие
Глава 11. Наша революция и будущее ислама
Краткая биографическая справка

Книга издана по предложению и при содействии заместителя министра МИД ИРИ г-на Сейед Садег Харрази
и Чрезвычайного и Полномочного Посла ИРИ в РФ г-на Мехди Сафари
Автор книги, Президент Исламской республики Иран, Сейед Мохаммад Хатами - крупный политический и духовный лидер Ирана.

Главы книги представляют собой серию выступлений, очерков и статей, исследующих вопросы взаимодействия и взаимного влияния ирано-мусульманской и западной цивилизаций. Концептуального научного исследования на эту тему в русском востоковедении пока нет. Книга будет способствовать углубленному пониманию современного состояния Коранических наук в мусульманском мире, задавая новый уровень представлений о современных достижениях исламской научной мысли.
Содержание книги представляет значительный интерес для востоковедов, а также привлечет внимание читателей - мусульман и христиан - к проблеме общности всех народов Земли во имя взаимопонимания и прогресса.

Заказы на приобретение книг издательства "РОССПЭН" можно отправлять по адресу: marketing@rosspen.com