Клод ЛЕФОР
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ (XIX-XX века)
перевод с французского Е.А.Самарской
Серия "Университетская библиотека"
Книга
К. Лефора - собрание очерков по проблемам философии политики. Переходя
от политических анализов Х. Арендт к концепциям А. Токвиля, Ж. Мишле,
Э. Кине, от рассмотрения характера власти в условиях монархии к проблемам
современной демократии, Лефор стремится раскрыть сущность политического
как такового. Последнее он рассматривает не так, как это принято в политической
науке или политической социолог гии, то есть не как определенную особую
сферу общественной жизни, находящуюся на дистанции от других сфер (экономической,
социальной и т.д.). Политическое он понимает в соответствии с философской
традицией, восходящей к Платону, видит в нем совокупность принципов,
лежащих в основе отношений людей друг к другу и к миру, квинтэссенцию
той или иной "формы общества".
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Нельзя было бы, конечно, приступить к проекту осмысления и переосмысления
политического в стремлении взять на себя решение вопросов, возникающих
в опыте нашего времени, не спрашивая себя о том, что такое политическое?
Означает ли это, что ответ в форме определения необходимо иметь в исходном
пункте или даже, что нужно начать исследование такого рода ответа? Не
нужно ли скорее согласиться, что всякое определение, всякая попытка
фиксировать сущность политического мешают свободному движению мысли,
и напротив, это последнее сохраняется при условии, что не предопределены
заранее границы политического и существует согласие на исследование,
пути которого не известны заранее? Очерки, которые мы собрали в этом
сборнике, принадлежат на деле к такого рода исследованию. В них не найдут
этапов систематического поиска. Необходимо уточнить: они не были отредактированы
с целью составить главы одной книги. Впрочем, их объединение в соответствии
с небольшим числом тем не могло бы вызвать подобной иллюзии, настолько
их разнородность очевидна. Я добавлю, что появление некоторых из них
вызвано определенными обстоятельствами: таково "Новое прочтение
"Коммунистического Манифеста", связанное с ситуацией непредвиденной
переоценки проекта Маркса; другие, например, очерки о французской революции,
о Токвиле или религии и политике, представляют собой результат работы
семинаров; третьи, такова "Смерть бессмертия?", - представляют
итог вопроса решенного, но при рассмотрении которого использовались
очень недостаточмые данные. Но каковы бы ни были их происхождение и
затронутый предмет, они объединены друг с другом только проявляющейся
интенцией поиска признаков политического там, где они очень часто либо
игнорируются, либо не признаются, или общей тенденцией сбора и идентификации
этих признаков. Я умышленно употребляю эту двойню формулу, чтобы дать
понять, что мы идем навстречу политическому путем движения, конечно,
обдуманного, но оно само зависит от нашего опыта здесь и теперь, имеющего
форму некогда неизвестную, от нашего политического существования или,
если говорить языком Аристотеля, от нашего политического животного состояния.
Рассматривать политическое в том смысле,
какой мы придаем этим словам, значит обнаружить интенцию, отличную от
интенций политической науки и политической социологии, и вынудить нас
поставить вопрос о наших связях с традицией политической философии.
Скажем немного и о том, что нас отделяет от первых, и о том, что нас
сближает со второй. Политическая наука и политическая социология связаны
с областью, которая была устроена в зависимости от императивов позитивной
науки - императивов объективности и нейтральности - и в качестве таковой
находится на дистанции от других областей, таких, например, как экономическая,
социальная, юридическая, этическая, религиозная, эстетическая... Особенно
в очерке, озаглавленном "Постоянство теолого-политического",
можно видеть, почему мы считаем такое разделение не второстепенным,
а искусственным. В этом кратком представлении достаточно указать, что
оно становится совершенно неуместным, когда рассматривают большинство
обществ, с которыми нас знакомят антропологи и историки; что оно свидетельствует
зато о форме общества, установившейся на Западе относительно недавно,
если учитывать протяженность истории человечества; что эту форму важно
точно отделять от предшествующих форм, и если этого не сделать, наука
оказывается бессильна прояснить и оправдать свое основание. Итак, нет
сомнения, что критика такого рода выводит нас на орбиту политической
философии…
|