Предисловие редактора к книге "Ницше и современная западная мысль"
В основу этой книги легли материалы международной конференции "Ницше и
идея Европы", прошедшей в июне 2001 года в Европейском университете в Санкт-Петербурге.
В конференции, которая была организована ЕУСПб совместно с Гёте-Институтом в
Санкт-Петербурге и при поддержке Французского института и Французского университетского
колледжа в Санкт-Петербурге, приняли участие специалисты из Германии, России,
США, Франции и Швейцарии. Однако данная книга не является в строгом смысле слова
"сборником материалов конференции". Большинство представленных на
конференции докладов было для данного сборника специально переработано и тематически
расширено. Кроме того, в книгу включен ряд дополнительных материалов.
Сборник состоит из трех разделов и приложения. В первом разделе обсуждаются
политические аспекты философии Ницше. Сюда вошли статьи Трейси Б. Стронга (Университет
Калифорнии, Сан-Диего), Хеннинга Оттмана (Мюнхенский университет им. Людвига
Максимилиана), Урса Марти (Университет Цюриха), Виктора Каплуна (Европейский
университет в Санкт-Петербурге), Лесли П. Тиле (Университет Флориды), Иринга
Фечера (Университет им. Гёте, Франкфурт-на-Майне), Олега Хархордина (Европейский
университет в Санкт-Петербурге), Жана-Пьера Фая (Европейский исследовательский
университет, Париж) и Юлии Синеокой (Институт философии Российской академии
наук, Москва).
В статье Трейси Б. Стронга описывается философия Ницше раннего периода его творчества
(период профессуры в Базеле). Автор показывает, что в этот период у Ницше был
проект своего рода "культурной революции", представлявший собой попытку
дать практические ответы на фундаментальные для Ницше вопросы "Что такое
философия?" и "Как возможна философия в современных обществах?".
Автор указывает на обусловленность этого проекта глубоким интересом Ницше к
античной философской культуре и подчеркивает, что между разными периодами его
творчества нет принципиального разрыва и что вся философия Ницше должна рассматриваться
как продолжение и развитие этого раннего проекта. Такой подход к философии Ницше
представляет собой, среди прочего, критику достаточно распространенного в ницшеведении
XX века представления, согласно которому все творчество Ницше было принято делить
на три несовместимых друг с другом и взаимоотрицающих этапа.
В статье Хеннинга Оттмана выделяются и анализируются три типа понимания политики,
соответствующие трем периодам творчества Ницше: эстетизированная культур-политика,
политика просвещения и эмансипации и, наконец, "большая политика",
связанная с такими формулами, как "сверхчеловек", "воля к власти"
и "вечное возвращение". Автор анализирует сложные и неоднозначные
отношения политической философии Ницше с общей традицией западной политической
мысли, указывает на ее "несвоевременность" по отношению к наиболее
распространенным в эпоху современности представлениям о политическом и предостерегает
от поспешных попыток приписать политической мысли Ницше то или иное место внутри
ставшего привычным для нас современного политического спектра.
В статье Урса Марти делается попытка реконструировать то, что могло бы быть
названо ницшевской теорией государства и представить такую теорию в качестве
основного аспекта политической философии Ницше. Автор приходит к выводу, что
она представляет собой специфическое соединение крайних форм авторитаризма и
либертаризма.
Статья Виктора Каплуна открывается обсуждением наиболее распространенных сегодня
подходов к философии Ницше. Автор, в частности, указывает на опасности так называемого
"реконструирующего" подхода (весьма популярного в первой половине
XX века): при таком подходе интерпретатор на основе отдельных высказываний и
фрагментов философа реконструирует и приписывает ему некую "общую теорию",
что в случае Ницше может легко привести к некорректным результатам. Затем, опираясь
на анализ раннего периода творчества Ницше, автор описывает философию Ницше
как единый философский проект, который развивался на протяжении жизни философа
и проходил различные стадии, но, тем не менее, сохранял при этом свое внутреннее
единство и общую направленность. Цель этого проекта — радикальная трансформация
всей западной философской мысли (в частности, нейтрализация тенденции к теоретизации
философии, а также берущей начало в философии Платона тенденции к универсализму
и трансцендентализму). Автор приходит к выводу, что политическое измерение этого
проекта не может быть адекватно понято без сопоставления всей философии Ницше
с античными формами философствования.
В статье Лесли П. Тиле анализируется ницшевский "перспективизм" как
основание особого рода скептической философии, из которой следуют неоднозначные
в политическом отношении выводы. Опираясь на принцип "скептической иронии",
автор предлагает собственную концепцию отношений между философией и политикой,
связанную с соответствующей теорией демократии. Автор приходит к выводу, что
заимствованные и воплощенные с определенной долей иронии демократические идеи
могут защитить философа от соблазнов как крайней аполитичности, так и крайнего
авторитаризма.
В статье Иринга Фечера философия Ницше анализируется в контексте критической
философии франкфуртской школы. Автор подчеркивает, что М. Хоркхаймер и Т. Адорно,
в отличие от многих своих современников, не считали Ницше идеологическим предтечей
национал-социализма и рассматривали его философию не как теоретическую систему,
но как критику — критику культуры буржуазной современности, сложным образом
связанной с традициями Просвещения. Следуя собственному представлению о Просвещении,
они рассматривают Ницше не как "иррационалиста" и противника Просвещения,
но скорее как продолжателя ряда тенденций Просвещения, связанных с его "позитивной"
стороной (рост самосознания и раскрепощение индивида), и одновременно как критика
"негативной" стороны Просвещения, связанной с рядом опасных тенденций
в современных обществах (возвеличивание труда, техническая рациональность в
управлении обществом и "природой человека", социальные и политические
механизмы, ведущие к массификации обществ и нивелированию человека, всегда чреватые
опасностью политической диктатуры).
В работе Олега Хархордина рассматривается ницшевская концепция "дружбы"
в контексте античных представлений об этом понятии, в частности, платоновской
и аристотелевской традиции "политической дружбы". Автор анализирует
актуальность ницшевской концепции в условиях современных обществ и возможность
существования в современном мире сообществ (в частности, политических сообществ),
опирающихся на сходные представления о совместной жизни людей.
В эссе Жана-Пьера Фая рассматриваются взаимоотношения Ницше и Лу фон Саломе
в контексте ницшевских идей о будущей единой Европе. Автор показывает, что фигура
Лу была для Ницше своего рода символом этого единого многонационального культурного
пространства, в котором должны быть преодолены формы жизни, основанные на ресентименте
и чувстве национальной розни.
В статье Юлии Синеокой кратко описывается история рецепции философии Ницше в
России XX века и рассматриваются причины и характер популярности философа в
современной России. Подчеркивая, что в России философия Ницше превратилась сегодня
в источник лозунгов и разного рода идеологем для самого широкого спектра общественных
сил (от политиков и бизнесменов до радикалов как правого, так и левого толка),
автор прослеживает связь между изменением идеологических настроений в российском
обществе за последние десятилетия и интересом тех или иных общественных групп
к различным аспектам ницшевской философии.
Второй раздел посвящен проблеме места философии Ницше в традиции западной философской
мысли. В него вошли статьи Владимира Бибихина (Московский государственный университет
им. М. В. Ломоносова), Антонии Сулез (Университет Париж VIII), Аллы Лавровой
(Московский физико-технический институт), Фолькера Герхардта (Берлинский университет
им. Гумбольдта), Николая Иванова (Санкт-Петербургский государственный университет),
Кристиана Мёкеля (Берлинский университет им. Гумбольдта) и Артема Магуна (Мичиганский
университет — Европейский университет в Санкт-Петербурге).
В статье Владимира Бибихина "На подступах к Ницше" философия Ницше
ставится в контекст послегегелевского развития немецкой философии (Л. Фейербах,
К. Маркс и Ф. Энгельс, Д. Ф. Штраус, А. Руге, Б. Бауэр, М. Штирнер и др.). Обращаясь
к этике и философии религии раннего Гегеля, автор показывает, каким образом
некоторые фундаментальные мотивы гегелевской мысли (в первую очередь, идея свободы
и представление о самом существе и целях философского мышления) в рамках этой
традиции отразились в философии его последователей и критиков вплоть до Ф. Ницше.
В статье того же автора "Ницше в поле европейской мысли" рассматривается
поздний период творчества Ницше и его учение о "воли к власти" в качестве
попытки преодоления современного нигилизма. Автор указывает на укорененность
философии Ницше в традиции европейской философской мысли от Парменида до Витгенштейна.
В статье Антонии Сулез философия Ницше рассматривается на фоне одной из наиболее
авторитетных философских традиций XX века — традиции философии языка. Автор
анализирует отношение к философии Ницше представителей Венского кружка (в первую
очередь, Р. Карнапа) и рассматривает ницшевскую критику языка и культуры эпохи
современности в контексте философии Витгенштейна и поствитгенштейновской традиции
критики языка. Автор предлагает сравнительный анализ философии Ницше и философии
Витгенштейна, указывая на сходство позиций обоих философов в отношении методов
o"терапии языка" и одновременно на различия в их подходах к языковым
средствам философского творчества.
В работе Аллы Лавровой делается акцент на отношении философии Ницше к традиции
европейского рационализма. Автор подчеркивает, что, вопреки достаточно распространенному
сегодня взгляду на Ницше как на предшественника и вдохновителя современной "постмодернистской"
философии, в некоторых отношениях Ницше можно рассматривать скорее как продолжателя
традиции европейского рационализма, а не как ее разрушителя. При таком подходе
ницшевская критика языка и его "филологический трансцендентализм"
оказываются своеобразным развитием традиции кантовской критики и предвосхищением
ряда направлений современной философии языка.
В работе Фолькера Герхардта с позиций христианской философской традиции исследуется
содержание ряда ницшевских понятий и формул, таких как "смерть Бога",
"нигилизм", "сверхчеловек", "воля к власти", "смысл
земли", "соль земли" и т. д. Автор указывает на глубокие параллели
между образной и метафорической системой, развитой в "Так говорил Заратустра",
и языком Библии и подчеркивает, что между целым рядом тезисов философии Ницше
и основными положениями традиции христианской философской мысли существует прямая
генеалогическая связь.
В эссе Николая Иванова представлена оригинальная герменевтика философской поэмы
Ницше "Так говорил Заратустра", которая названа здесь "если
и не Библией, то азбукой философского модернизма". Эта герменевтическая
критика упрощенных философских и филологических подходов к текстам Ницше построена
на множестве аллюзий, отсылающих к базовым тропам европейской философской и
литературно-художественной традиции.
В работе Кристиана Мёкеля анализируется конкретный случай рецепции философии
Ницше (Э. Кассирер). Пример, рассматриваемый в статье, показателен: он хорошо
характеризует один из возможных подходов к философии Ницше, получивший широкое
распространение в первой половине XX века в среде философов и европейских интеллектуалов.
Как показывает автор, Кассирер, не будучи специалистом по Ницше, воспринимал
философию Ницше в контексте развившейся в начале XX века философии жизни, рассматривая
ее как метафизическую систему, в основе которой лежит оппозиция жизни, понятой
как воля к власти, и формотворящего духа (интеллекта), причем дух в этой метафизической
схеме оказывается, в конечном итоге, простой производной воли к власти. Такая
интерпретация философии Ницше строилась, очевидно, в основном на книге "Воля
к власти", а общее критическое отношение Кассирера к Ницше было во многом
связано с тем, что некоторые термины и формулы, взятые из текстов Ницше, получили
определенное хождение в среде национал-социалистов.
В статье Артема Магуна на основе ряда концептов Ницше (в первую очередь, доктрины
вечного возращения) развивается специфическая метафизика времени, которая противопоставляется
историческому сознанию современного человека, опирающемуся на линейную и финализованную
модель исторического времени. Автор подчеркивает, что критика такого эсхатологического
и мессианистского типа исторического сознания имеет важное политическое измерение.
В третьем разделе помещена работа Паоло Д'Иорио, в которой рассказывается об
истории одной из самых знаменитых философских и литературных фальсификаций XX
века (а, возможно, и всей истории философии) — книги под названием "Воля
к власти". Благодаря легенде, созданной Ницше-Архивом под руководством
сестры философа Э. Фёрстер-Ницше, эту несуществующую книгу Ницше в течение долгого
времени считали главным прозаическим произведением философа, по отношению к
которому все остальное его творчество следовало рассматривать лишь как подготовительный
этап. Эта издательская компиляция (структура и содержание которой к тому же
еще и варьировались от издания к изданию) способствовала возникновению целого
ряда интерпретаций философии Ницше, несостоятельность которых очевидна для читателя,
вооруженного инструментами филологической и исторической критики, а также к
искажению общего образа его философии в массовом сознании. П. Д'Иорио показывает,
к каким серьезным ошибкам интерпретации может привести некритическое использование
этого произведения в том числе и для собственно философских целей (таких ошибок
не смогли избежать и крупнейшие интерпретаторы философии Ницше — . Хайдеггер,
Ж. Делёз и др.). Многочисленные редакторские ошибки и прямые фальсификации при
публикации текстов Ницше исправлены и дезавуированы благодаря новому Критическому
изданию полного собрания сочинений Ницше, начавшему выходить в 1967 году под
руководством итальянских исследователей Дж. Колли и М. Монтинари. Ставшее своего
рода революцией в ницшеведении, издание Колли — онтинари основывается на многолетней
исследовательской работе в Архиве Ницше в Веймаре. В этом собрании всем текстам
Ницше, входившим в то или иное издание "Воли к власти", возвращена
форма чернового наследия, благодаря чему мы располагаем сегодня совокупностью
посмертных фрагментов, расположенных в хронологическом порядке и имеющих форму,
соответствующую рукописному оригиналу. Кроме того, издание Колли — онтинари
сделало доступным весь огромный массив не публиковавшихся ранее черновых фрагментов
и текстов философа. Детальный научно-критический аппарат издания представляет
собой мощный инструмент, который позволяет работать не только с книгами, изданными
самим Ницше, но и с черновым наследием философа, избегая текстологических ошибок
и связанных с ними ошибок философской интерпретации. Среди прочего, это наиболее
авторитетное на сегодняшний день издание сочинений Ницше облегчает читателю
доступ в "интеллектуальную лабораторию" философа, представляя его
философию не как застывшую догматическую "систему", но как живое движение
мысли, как философскую практику, предполагающую постоянный эксперимент, и, в
конечном итоге, как особую философскую "форму жизни".
В Приложении помещен перевод известной статьи одного из самых авторитетных "ницшеанцев"
второй половины XX века Мишеля Фуко "Ницше, генеалогия, история".
В этой статье 1971 года, имеющей существенное значение для методологии современных
социальных наук, Фуко обсуждает основные методологические принципы ницшевской
"генеалогии" — особого типа исторической дисциплины, противостоящей
позитивистски ориентированной "истории историков".
Отметим, что точки зрения авторов статей, представленных в сборнике, совпадают
далеко не во всех вопросах. Но хочется надеяться, что, собранные вместе, данные
статьи позволят российскому читателю получить представление о со временном положении
дел в ницшеведении и о месте, которую занимает философия Ницше в современной
западной и российской мысли.
Следует, очевидно, упомянуть о том, что по технически причинам французские участники
сборника Ж.-П. Фай и А. Сулез, а также швейцарский участник У. Марти были вынуждены
представить свои работы не на родном языке, а на английском, с которого и были
сделаны переводы. Статьи И. Фечера и П. Д'Иорио первоначально были опубликованы
на языке оригинала, и мы благодарим авторов и издательств; (веймарское "Hermann
Bohlaus Nachfolger" и парижское "Edition de l'Eclat"), любезно
предоставивших нам право опубликовать русский перевод этих статей в нашем сборнике.
Цитаты из произведений Ницше даются по изданиям, указанным в разделе "Условные
сокращения", кроме случаев, специально оговоренных в постраничных примечаниях.
Это в основном собрания, подготовленные Дж. Колли и М. Монтинари и остается
лишь выразить сожаление в связи с отсутствием русского перевода хотя бы одного
из этих изданий.
Все вошедшие в книгу переводы сверены и, там, где это было необходимо, исправлены
редактором сборника.
Данная книга — результат совместной работы многих людей и многих организаций.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Московскому представительству
Фонда Форда, оказавшего нам финансовую помощь на этапе подготовки конференции,
а также посольству Франции в Москве, Французскому Институту в Санкт-Петербурге
и Французскому университетскому колледжу в Санкт-Петербурге, принявшим участие
в организации конференции. Отдельная благодарность — Гёте-Институту в Санкт-Петербурге
и его директору Вилфриду Экштайну за помощь в организации конференции и в подготовке
данного сборника.
Виктор Каплун