Новая книга!
В данной рубрике отдельными, как правило, тематическими выпусками публикуются анонсы только что вышедших из печати книг, представленных издательскими аннотациями и фрагментами авторского текста.


ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РАН
МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
ЦЕНТР ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

МАКС ВЕБЕР
ИСТОРИЯ ХОЗЯЙСТВА
ГОРОД

МОСКВА
КАНОН-ПРЕСС-Ц
кучково поле
2001

ОГЛАВЛЕНИЕ
ИСТОРИЯ ХОЗЯЙСТВА ............................................................................................................... 5
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ....................................................7
Глава первая
ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО, РОД, ДЕРЕВНЯ И ПОМЕСТЬЕ (АГРАРНЫЙ СТРОЙ) ...25
Глава вторая
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ГОРНОЕ ДЕЛО, ДО НАСТУПЛЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ........................................................................................................................................ 119
Глава третья
ТОВАРНОЕ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ 186
Глава четвертая
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА .................................................. 254

ГОРОД ................................................................................................................................................ 333
I. ПОНЯТИЕ ГОРОДА И ЕГО КАТЕГОРИИ .................................................................... 335
II. ЗАПАДНЫЙ ГОРОД ......................................................................................................... 360
III. РОДОВОЙ ГОРОД В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ДРЕВНОСТИ ................................... 387
IV. ПЛЕБЕЙСКИЙ ГОРОД ................................................................................................... 420
V. АНТИЧНАЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ ................................................. 456
КОММЕНТАРИИ ............................................................................................................................. 489
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ........................................................................................................................ 568
УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ .................................................................. 571

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РАН
МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
ЦЕНТР ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

МАКС ВЕБЕР
АГРАРНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

МОСКВА
КАНОН-ПРЕСС-Ц
кучково поле
2001


ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Двухтомник, включивший в себя три работы Макса Вебера по истории хозяйства явился результатом естественного развития простой идеи о необходимости опубликования последнего курса лекций великого социолога, изданных в Германии под названием «История хозяйства: Очерк всеобщей социальной и экономической истории». Окончательная концепция настоящего издания изложена во вступительной статье Ю. Н. Давыдова, здесь же мы предлагаем читателям краткую информацию о помещенных в данном двухтомнике работах.
Опубликованная в первом томе «Аграрная история Древнего мира» «...представляет собой точный перевод статьи Макса Вебера «Agrarverhaeltnisse im Alterum», напечатанной в первом томе третьего издания (1909 г.) известного Handwoerterbuch der Staatswissenschaften, издаваемого под редакцией Conrad'a, Elster'a и Loening''а, — пишет редактор русского издания «Аграрной истории Древнего мира» 1923 года Д. М. Петрушевский. — Для того, чтобы сделать работу Макса Вебера более удобной для чтения и изучения, редактору казалось вполне естественным обозначить как части и главы те подразделения, на которые разбил ее сам автор, и, кроме того, напечатать весь текст кроме подстрочных примечаний одним шрифтом, не прибегая к мелкому шрифту, которым так неумеренно часто вынужден был пользоваться автор, по-видимому, чувствовавший себя очень стесненным необычными для словарной статьи размерами своей работы. В виде дополнения к книге Макса Вебера редактор счел нелишним напечатать в качестве приложения статью профессора М. И. Ростовцева «Колонат», помещенную в том же Handwoerterbuch der Staatswissenschaften, тем более, что сам Макс Вебер часто отсылает к ней читателя».
Мы тоже включили в наше издание (в качестве приложения к первому тому) статью М. И. Ростовцева.
Второй том составлен из двух работ Макса Вебера: «История хозяйства» и «Город». «История хозяйства» «...составлена в настоящем виде на основании записей автора его учениками: профессором истории в Мюнхенском Университете С. Геллерманом и доцентом Высшей Коммерческой Школы в Берлине М. Палием, — пишет редактор русского издания профессор И. М. Гревс. — Вопрос, которому посвящена настоящая книга, сос-авлял предмет последнего прочитанного Максом Вебером курса в зимнем семестре 1919—1920 гг. по настоятельной просьбе слушателей. Сначала он неохотно соглашался на это, так как мысль его за последние годы жизни была посвящена тем широким проблемам социологии, только часть которых вошла в состав его трехтомного труда — «Gesammelte Aufsatze zur Religionsociologic»
Но раз согласившись, он отдался делу, по обычаю своему, не щадя сил и напряжения, влагая в работу всю свою личность. Когда же автор принялся в последовавший летний семестр за новый курс под заглавием — «Общее учение о государстве и политике», его постигла смерть (...) Составители и редакторы долго колебались, выпускать ли в свет книгу так, как она могла быть подготовлена к печати. Автор не оставил законченного текста, а только неполный набросок, который надлежало обработать путем сличения записей лучших слу- . шателсй и собственного их близкого знакомства со взглядами учителя, его терминологией и манерою изложения. Отлично зная, каким строгим судьей был М. Вебер прежде всего к самому себе, они боялись, что сам автор не разрешил бы выпустить в таком виде свой курс. Но когда сама вдова и близкая сотрудница покойного, Марианна Вебер, предложила им взять на себя опубликование его последнего опыта, они нашли, по зрелом размышлении, действительно желательным к оставленному Максом Вебером научному наследию присоединить и эту, так сказать, «лебединую песню».
Что касается публикации «Города», то мы решили включить в наше издание старый перевод этой работы, выполненный Б. Н. Поповым под редакцией известного русского ученого Н. И. Кареева, позволив себе, правда, выполнить определенную сверку перевода.
Работа над текстами «Аграрной истории Древнего мира» и «Истории хозяйства» ограничилась лишь их редактированием, хотя иногда и весьма глубоким, что было вызвано желанием опубликовать столь необходимые сейчас работы одного из классиков мировой социологии в обозримое время, поскольку серьезная работа над текстами всех трех работ (к которой ЦФС и издательство «Канон-пресс-Ц» уже приступили) требует значительного количества времени и затянется на многие годы. Кроме того, мы ставили перед собой задачу представить в настоящем издании каждую из трех работ Вебера в том виде, в каком она была выпущена на русском языке в своем первом издании. В связи с этим все новые комментарии вынесены нами в конец каждого тома, поскольку в качестве подстрочных примечаний оставлены лишь комментарии автора, переводчиков, и первых издателей (редакторов).
Для облегчения восприятия весьма сложных и перенасыщенных малоизвестными фактами и редко встречающимися (а также специальными) терминами текстов мы снабдили оба тома обширными комментариями, которые не претендуют на глубину и аналитичность, но единственно, позволяют читателю работать с книгой не окружая себя со всех сторон различными справочниками и энциклопедиями. К большинству греческих слов даются лишь переводы, так как их значение подробно разбирается в прилагаемой к первому тому статье М. Ростовцева «Колонат».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА ................................................................................................. 5
Юрий Давыдов ВЕБЕРОВСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ИСТОРИИ ...................... 7
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................... 95
Часть I ДРЕВНИЙ ВОСТОК ............................................................................ 147
Глава первая МЕСОПОТАМИЯ ............................................................. 147
Глава вторая ЕГИПЕТ................................................................................. 172
Глава третья ИЗРАИЛЬ............................................................................. 203
Часть II ЭЛЛАДА ................................................................................................ 217
Глава первая ДОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА ..................................... 217
Глава вторая КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА (АФИНЫ) ...................... 263
Глава третья ЭЛЛИНИЗМ....................................................................... 297
Часть III РИМ ...................................................................................................... 341
Глава первая ГОРОД-ГОСУДАРСТВО ............................................. 341
Глава вторая ЭПОХА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАСШИРЕНИЯ РИМА .................................................................................................................................................. 389
Глава третья ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ В ИМПЕРАТОРСКУЮ ЭПОХУ .................................................................................................................................................. 420
Приложение
М. Ростовцев КОЛОНАТ ......................................................................................... 469
КОММЕНТАРИИ ....................................................................................................... 491
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ................................................................................................. 552
УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ ........................................... 556

 

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РАН
МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
ЦЕНТР ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ


ИРВИНГ ГОФМАН
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Перевод с английского А. Д. Ковалева

МОСКВА

КАНОН-ПРЕСС-Ц
кучково поле
2000

В очередную книгу большой серии «Публикации ЦФС» (малая серия «LOGICA SOCIALIS») мы включили первый полный перевод на русский язык классической книги И. Гофмана (1922—1982) о законах и ритуалах социального поведения людей при встречах лицом к лицу. Книга дает представление о «драматургическом», или «театральном» подходе Гофмана в социологии, анализирует сценическую постановку» человеческих микровзаимодействий, приемы театрализации собственной деятельности и т. д.
Книга предназначена для социологов, социальных психологов и всех изучающих эти дисциплины.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга представляется мне чем-то вроде учебника, где подробно разбирается один из возможных социологических подходов к изучению социальной жизни, особенно той ее разновидности, которая организована в ясных материальных границах какого-либо здания или заведения. В ней описано множество приемов, в совокупности образующих методический каркас, который можно применять при изучении любого конкретного социального уклада, будь то семейного, промышленного или торгового.
Подход, развиваемый в данной работе, — это подход театрального представления, а следующие из него принципы суть принципы драматургические. В ней рассматриваются способы, какими индивид в самых обычных рабочих ситуациях представляет себя и свою деятельность другим людям, способы, какими он направляет и контролирует формирование у них впечатлений о себе, а также образцы того, что ему можно и что нельзя делать во время представления себя перед ними. Применяя эту модель, я буду стараться не пренебрегать ее очевидной недостаточностью. Сцена представляет зрителю события правдоподобно выдуманные; жизнь, предположительно, преподносит нам события реальные и обычно неотрепетиро-ватшые. Еще важнее, вероятно, то, что на сцене актер играет в маске некоего персонажа, сообразуясь с масками, изображаемыми другими актерами. Существует и третий участник представления — публика (или аудитория), участник очень важный и тем не менее такой, которого не было бы там, если бы сценическое представление вдруг стало реальностью. В действительной жизни эти три участника сжаты в два: роль, которую играет один, приспосабливается к ролям, исполняемым другими присутствующими и эти другие составляют также и публику.
СОДЕРЖАНИЕ
А. Д. Ковалев КНИГА ИРВИНГА ГОФМАНА «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ.......................................... 5
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................... 29
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................. 32
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСПОЛНЕНИЯ.................................................................................................. 45
Вера в исполняемую партию................................................................................................... 45
Передний план исполнения...................................................................................................... 54
Театральное воплощение.......................................................................................................... 63
Идеализация................................................................................................................................. 67
Поддержание экспрессивного контроля............................................................................... 84
Ложные представления............................................................................................................ 91
Мистификации............................................................................................................................. 101
Действительность и уловки..................................................................................................... 105
ГЛАВА ВТОРАЯ. КОМАНДЫ........................................................................................................ 112
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЗОНЫ А ЗОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.......................................................... 142
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ РОЛИ................................................................. 179
ГЛАВА ПЯТАЯ. КОММУНИКАЦИЯ С ВЫХОДОМ ИЗ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ХАРАКТЕРА ............................................................................................................................................................................ 208
Обсуждение отсутствующих .................................................................................................... 211
Сценические разговоры ............................................................................................................. 217
Командный сговор ...................................................................................................................... 218
Перестроения в ходе исполнения ............................................................................................ 231
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ............................ 251
Защитные меры и практики ..................................................................................................... 256
Покровительственные действия ............................................................................................. 274
Тактичность относительно другой тактичности ................................................................. 279
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РАМКИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...................................... 283
Аналитический контекст ........................................................................................................... 284
Личность—Взаимодействие—Общество ............................................................................. 287
Сравнения и исследовательские возможности ................................................................... 289
Роль выразительности в передаче впечатлений о себе ..................................................... 295
Инсценирование и социальное Я человека ........................................................................... 299

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РАН
МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
ЦЕНТР ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ


КАРЛ ШМИТТ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

МОСКВА

КАНОН-ПРЕСС-Ц
кучково поле
2000


ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Серию публикаций Карла Шмитта мы начинаем изданием в двух книгах его четырех работ. В первую книгу входят «Политическая теология», «Римский католицизм и политическая форма», «Духовно-историческое состояние современного парламентаризма». В нее также включен биографический очерк.
Во второй книге будет опубликован полный перевод «Понятия политического» (текст 1932 г. с Предисловием и тремя комментариями). В нее будут также включены очерк о политической социологии Шмитта и краткая библиография его трудов.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
ЧЕТЫРЕ ГЛАВЫ К УЧЕНИЮ О СУВЕРЕНИТЕТЕ


СОДЕРЖАНИЕ
Предварительное замечание ко второму изданию (с. 11—14).
Глава I.
Определение суверенитета (с. 15—29).
Суверенитет и чрезвычайное положение.
Понятие суверенитета у Бодена и в естественно-правовом учении о государстве как пример взаимосвязи связи понятий суверенитета и чрезвычайного положения.
Игнорирование исключительного случая в доктрине либерального правового государства.
Общее значение научных интересов разного рода к правилу (норме) или к исключению.
Глава П.
Проблема суверенитета как проблема правовой формы и решения (с. 30—56).
Новые сочинения в области учения о государстве: Кельзен, Краббе, Вольцендорф.
Своеобразие правовой формы (в противоположность технической или эстетической форме), основанной на решении.
Содержание решения и субъект решения и самостоятельное значение решения самого по себе.
Гоббс как пример «децизионистского» мышления.
Глава III.
Политическая теология (с. 57—79).
Теологические представления в учении о государстве.
Социология юридических понятий, в особенности понятия суверенитета.
Соответствие социальной структуры эпохи и ее метафизической картины мира, в особенности монархии и теистической картины мира. Переход от представлений о трансценденции к имманентизму XVIII—XIX вв. (демократия, органическое учение о государстве, тождество права и государства).
Глава IV.
О философии государства контрреволюции (де Местр, Бональд, Доносо Кортес) (с. 80— 98).
Децизионизм в контрреволюционной философии государства.
Авторитарная и анархическая теории, основанные на противоположных тезисах о «по природе злом» и «по природе добром» человеке.
Позиция либеральной буржуазии и ее определение Доноса Кортесом.
Идейно-историческое развитие от легитимности к диктатуре.

РИМСКИЙ КАТОЛИЦИЗМ
и ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФОРМА

ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
СОДЕРЖАНИЕ


Предварительные замечания (с. 159—164).
Глава I.
Демократия и парламентаризм (с. 165— 181).
(Основополагающие представления демократической мысли о тождестве и приходящие на их место в политической действительности отождествления.)
Глава II.
Принципы парламентаризма (с. 182—214).
(Публичность и дискуссия; разделение властей и уравновешение; относительный рационализм парламентарного мышления.)
Глава III.
Диктатура в марксистской мысли (с. 215— 235).
(Диктатура и диалектика; метафизическая очевидность марксизма; рационализм и рациональность в диктатуре пролетариата.)
Глава IV.
Иррационалистические теории непосредственного применения силы как противники парламентаризма (с. 236—256).
(Учение о мифе Жоржа Сореля; мифологический образ буржуа; классовая борьба и национальные мифы в противоположности большевизма и фашизма.)

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РАН
МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
ЦЕНТР ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
МОНАРХИЯ
Перевод с итальянского В.П.Зубова
Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова

МОСКВА

КАНОН-ПРЕСС-Ц
кучково поле
2000


Ниже мы приводим два отрывка из книги:

КНИГА ПЕРВАЯ

I. Для всех людей, которых верховная природа призвала любить истину, видимо наиболее важно, чтобы они позаботились о потомках и чтобы потомство получало от них нечто в дар, подобно тому, как и они сами получали нечто в дар от трудов древних своих предков. Ведь тот, кто, располагая наставлениями в области права, не проявляет старания, чтобы принести какую-нибудь пользу государству, без сомнения, окажется далек от исполнения своего долга, ибо он не «древо, которое во благовремении плодотворит течение водное» («Книга псалмов Давидовых» (II, I)), а скорее гибельный водоворот, всегда бурлящий и никогда не возвращающий поглощенное. Итак, поразмыслив об этом не раз наедине с собою, дабы не заслужить когда-либо обвинения в сокрытии таланта, я возымел желание не столько копить сокровища, сколько принести полезный плод обществу, открыв ему истины, не исследованные другими...

II. Итак, прежде всего надлежит рассмотреть, что называется светской Монархией и в чем ее сущность и целеустремление. Светская монархия, называемая обычно империей, есть единственная власть, стоящая над всеми властями во времени и превыше того, что измеряется временем. По поводу нее возникают — в виде вопросов — три главных сомнения. Во-первых, выдвигается сомнение, необходима ли она для благосостояния мира. Во-вторых, по праву ли стяжал себе исполнение должности монархии народ римский. И, в-третьих, зависит ли авторитет Монархии непосредственно от Бога или же он зависит от служителя Бога или его наместника.
Но так как всякая истина, не являющаяся исходным началом, уясняется из истинности какого-либо исходного принципа, необходимо в каждом исследовании иметь понятие о принципе, к которому восходят аналитически для обоснований достоверности всех положений, ему подчиненных. И так как настоящий трактат есть некое исследование, видимо, нужно прежде всего отыскать принцип, которому все остальное подчинено. Да будет, следовательно, известно, что существуют вещи, которые, не находясь в нашей власти, могут быть лишь предметом нашего созерцания, но не действия; таковы предметы математические, физические и божественные. Другие же вещи, находясь в нашей власти, могут быть не только предметом нашего созерцания, но и действия, и в отношении их не действие совершается ради созерцания, а созерцание ради действия, ибо здесь действие есть цель. Итак, поскольку предлагаемая здесь материя есть материя политическая, больше того, поскольку она является источником и началом правильных государственных устройств, а все политическое находится в нашей власти, очевидно, что предлагаемая материя предназначена не для созерцания прежде всего, а для действия. Далее, поскольку в предметах действия началом и причиной всего является последняя цель (ибо она изначала явно приводит в движение действующего), постольку, следовательно, все особенности предпринимаемого ради цели должны проистекать из этой самой цели. Так, одни особенности имеет рубка леса для постройки дома и другие — для постройки корабля. Стало быть, если существует нечто, что является универсальной целью гражданственности человеческого рода, то оно будет здесь тем исходным принципом, благодаря которому становится в достаточной мере очевидным все, что ниже будет подлежать доказательству…