|
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РАН
МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
ЦЕНТР ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
МОНАРХИЯ
Перевод с итальянского В.П.Зубова
Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова
МОСКВА
КАНОН-ПРЕСС-Ц
кучково поле
2000
Ниже мы приводим два отрывка из книги:
КНИГА ПЕРВАЯ
I.
Для всех людей, которых верховная природа призвала любить истину, видимо
наиболее важно, чтобы они позаботились о потомках и чтобы потомство получало
от них нечто в дар, подобно тому, как и они сами получали нечто в дар от
трудов древних своих предков. Ведь тот, кто, располагая наставлениями в
области права, не проявляет старания, чтобы принести какую-нибудь пользу
государству, без сомнения, окажется далек от исполнения своего долга, ибо
он не «древо, которое во благовремении плодотворит течение водное» («Книга
псалмов Давидовых» (II, I)), а скорее гибельный водоворот, всегда бурлящий
и никогда не возвращающий поглощенное. Итак, поразмыслив об этом не раз
наедине с собою, дабы не заслужить когда-либо обвинения в сокрытии таланта,
я возымел желание не столько копить сокровища, сколько принести полезный
плод обществу, открыв ему истины, не исследованные другими...
II.
Итак, прежде всего надлежит рассмотреть, что называется светской Монархией
и в чем ее сущность и целеустремление. Светская монархия, называемая обычно
империей, есть единственная власть, стоящая над всеми властями во времени
и превыше того, что измеряется временем. По поводу нее возникают — в виде
вопросов — три главных сомнения. Во-первых, выдвигается сомнение, необходима
ли она для благосостояния мира. Во-вторых, по праву ли стяжал себе исполнение
должности монархии народ римский. И, в-третьих, зависит ли авторитет Монархии
непосредственно от Бога или же он зависит от служителя Бога или его наместника.
Но так как всякая истина, не являющаяся исходным началом, уясняется из истинности
какого-либо исходного принципа, необходимо в каждом исследовании иметь понятие
о принципе, к которому восходят аналитически для обоснований достоверности
всех положений, ему подчиненных. И так как настоящий трактат есть некое
исследование, видимо, нужно прежде всего отыскать принцип, которому все
остальное подчинено. Да будет, следовательно, известно, что существуют вещи,
которые, не находясь в нашей власти, могут быть лишь предметом нашего созерцания,
но не действия; таковы предметы математические, физические и божественные.
Другие же вещи, находясь в нашей власти, могут быть не только предметом
нашего созерцания, но и действия, и в отношении их не действие совершается
ради созерцания, а созерцание ради действия, ибо здесь действие есть цель.
Итак, поскольку предлагаемая здесь материя есть материя политическая, больше
того, поскольку она является источником и началом правильных государственных
устройств, а все политическое находится в нашей власти, очевидно, что предлагаемая
материя предназначена не для созерцания прежде всего, а для действия. Далее,
поскольку в предметах действия началом и причиной всего является последняя
цель (ибо она изначала явно приводит в движение действующего), постольку,
следовательно, все особенности предпринимаемого ради цели должны проистекать
из этой самой цели. Так, одни особенности имеет рубка леса для постройки
дома и другие — для постройки корабля. Стало быть, если существует нечто,
что является универсальной целью гражданственности человеческого рода, то
оно будет здесь тем исходным принципом, благодаря которому становится в
достаточной мере очевидным все, что ниже будет подлежать доказательству… |