Розинская Н.А.

Влияние идей К.Поланьи на современную науку

Влияние идей К.Поланьи на современную науку распространялось по мере их востребованности. Причем, можно говорить о влиянии творчества американского ученого на различные общественные дисциплины.

В 50-е - 70-е годы ХХ в., в связи с окончательным распадом колониальной системы, в результате которого появилось на мировой арене большое число государств, социально-экономическая организация которых еще во многом определялась сохранившимися общинно-патриархальными структурами, особенно интересными представлялись работы американского ученого в области экономической антропологии. С 1947 года К.Поланьи в течение почти  семи лет до1953 года читал лекции по “Общей экономической истории” в Колумбийском университете и готовил студентов в этой области к защите докторской диссертации. В этот период  вокруг К.Поланьи формируется группа ученых и студентов, работающих над проектом по исследованию социально-экономической организации примитивных обществ. Именно этих ученых стали называть  представителями “школы Поланьи”. Наиболее восторженными последователями американского экономиста являются Джордж Дальтон и Поль Бохэннэн.

Дж.Дальтон написал  докторскую диссертацию по теме “Роберт Оуэн и Карл Поланьи - социально-экономические критики и реформаторы индустриального капитализма”, где излагал основные аргументы К.Поланьи, касающиеся критики рыночного общества. Он активно использовал идеи своего учителя при исследовании рынков и денег в примитивных обществах. [1] Дж.Дальтон был активным участником дискуссии о неприменимости традиционной экономической теории к анализу доиндустриальных стран. После смерти К.Поланьи в 1964 году Дж.Дальтон на протяжении многих лет продолжает с еще большим энтузиазмом защищать идеи своего учителя. В 1990 году в статье, посвященной дискуссиям вокруг работ К.Поланьи, он пишет: “Формалистско-субстантивистские споры, начатые более, чем тридцать лет тому назад публикацией “Торговли и рынка”, еще так и не разрешены... Все это время, вот уже более двадцати пяти лет я принимал участие в этих спорах несколькими способами: путем разъяснения основных теоретических положений Поланьи... и путем развития теории Поланьи в области анализа крестьянства, церемониального обмена, бартера...” [2]

С 1978 года начинает выходить ежегодный сборник “Исследования в экономической антропологии”, главным редактором которого является профессор экономики и антропологии Дж.Дальтон. В сборнике печатаются различные экономисты, эконом.антропологи, эконом.историки, занимающиеся исследованием нерыночных экономик и разделяющие основные теоретические положения школы К.Поланьи. В 1993 году вышел 14 номер. [3]

П.Бохэннэн под руководством своего оксфордского преподавателя Франца Штейнера, работал примерно в тех же направлениях, что и К.Поланьи. Он занимался исследованием   обмена среди Тив в Центральной Нигерии [4] . Влияние американского ученого признается им в статье “Влияние денег на африканскую экономику средств к существованию”. [5] Он разработал интересную концепцию независимых “сфер обмена” в первобытной экономике: высокопрестижные товары (например, крупный рогатый скот или рабы)  перемещаются в отдельной сфере распространения и не обмениваются, за исключением непредвиденных случаев, на товары с низким престижем (например, пищу).

В 1962 году Дж.Дальтон и П.Бохэннан вместе выпустили книгу “Рынки в Африке”, которую многие считают одним из наиболее важных продуктов школы К.Поланьи. [6] В данной работе авторы показали, что основное различие между периферийными рынками примитивного общества и современной рыночной системой состоит в том, что цены на периферийных рынках не имеют или имеют очень слабую обратную связь с производственными решениями.

Несмотря на то, что П.Бохэннан был тесно связан как с Дж.Дальтоном, так и К.Поланьи, он не принимал участия в дискуссии о применимости традиционной экономической теории к доиндустриальным странам.         

Стоит отметить еще одного представителя школы К.Поланьи -  Маршалла Салинса. Он так же работал в Колумбийском университете вместе с американским ученым. Можно сказать, что М.Салинс пошел дальше других учеников К.Поланьи в попытке использовать и развить типологию К.Поланьи экономических структур организации в статьях “О социологии первобытного обмена” и “Меновая цена и дипломатия в первобытной торговле”. [7]

Он построил модель первобытного обмена, основанную на введенных К.Поланьи понятиях “взаимность” и “перераспределение”.  М.Салинс рассматривал их соответственно как горизонтальную и вертикальную схемы обмена. Домашнее хозяйство он рассматривал как систему перераспределения малого масштаба. В соответствии с его концепцией, под влиянием рыночных сил сделки, проводящиеся по принципу взаимности изменяются от “обобщенной взаимности” или чистого альтруизма, через “сбалансированную взаимность”, при которой меняющийся или продавец получает справедливую компенсацию, до “негативной взаимности”, при которой каждая сторона пытается увеличить свою собственную выгоду. При этом различные виды обмена могут соответствовать различным видам товаров.

Второй всплеск интереса к наследию К.Поланьи наблюдается в конце 80-х годов. Прежде всего это связано с тем, что бывшие социалистические страны объявляют о необходимости рыночных реформ. В процессе реализации этих реформ перед обществом встают те самые проблемы, о которых писал К.Поланьи. Несмотря на то, что переходные процессы затрагивают, прежде всего, Россию и страны Восточной Европы, интерес к работам американского экономиста проявляется в странах Западной Европы, особенно в Италии, где к концу 80-х годов были переведены все работы К.Поланьи, а “Великая трансформация” к этому моменту выдержала там пять изданий.

Как уже отмечалось, в 1987 году в Монреале был создан институт политической экономии им.Карла Поланьи. Его организаторы  выделили две главные причины создания данного института. Во-первых, рост интереса к жизни и творчеству К.Поланьи и, во-вторых, “...надежда, что такого рода институт сможет обеспечить связь между школами, которые признают важность вклада К.Поланьи в решение проблем современного общества..." [8]  

В рамках Института ведется работа по следующим направлениям:

1.     Методологические исследования, касающиеся места экономики в обществе.

2.     Расширение сферы экономической науки за узкие рамки изучения законов рыночного обмена, т.е. изучение перераспределения (роль государства) и взаимности (роль общества) как организационных механизмов экономической активности, особое внимание уделяя значению подхода К.Поланьи к современным смешанным экономикам.

3.     Развитие политэкономического подхода к изучению международных экономических отношений, в частности исследование международных институтов, способных примирить растущую взаимозависимость в мире с различием в социально-экономических системах. [9]

Практическим результатом деятельности Института являются международные конференции, которые проводятся раз в два года.

Седьмая конференция состоялась в Лионе в мае 1999 года. Она проходила под названием - “Переосмысление человеческих потребностей”. Участниками конференции были представители различных стран мира, представляющих такие общественные дисциплины как - экономика, социология, социальная философия, история экономики, история экономической мысли и т.д.

На конференции рассматривались как практические вопросы (доклады на темы: “Реформы государства благоденствия”; “Перспективы изменений в аграрном секторе”; “Социальные связи, ассоциации и неформальная экономика” и др.), так и теоретические вопросы (доклады на темы: “Теории денег и инфляции”; “Политическая экономия потребностей”; “Поланьи и Капп о социальных издержках в экономическом развитиии” и др. ). Большое внимание уделялось проблемам экономического развития отдельных стран и регионов (доклады на темы: “Пан-американская система и японское государство благоденствия”; “Человеческие потребности, политика признания и исламская политика в Турции” и др.)

Несмотря на большое разнообразие тем докладов, всех участников конференции объединял подход к рассматриваемым проблемам. Все они отмечали свое согласие с основными положениями, сформулированными К.Поланьи: экономика это институционализированный процесс, который встроен в общество; мотивы экономической деятельности человека определяются не только материальной выгодой; общество должно контролировать функционирование рыночных механизмов с помощью как государственных, так и общественных институтов. 

Таким образом, можно сказать, что в настоящий момент идеи К.Поланьи развиваются учеными в различных областях экономики во многих странах мира.

Особое внимание хотелось бы уделить влиянию идей К.Поланьи на экономическую мысль в Венгрии. Несмотря на то, что за год до смерти в 1963 году он посетил свою родину и прочел там курс лекций о возможности и необходимости сочетания элементов плановой экономики и рыночной экономики, его первые работы  появились в Венгрии только в 1971 году. Это был перевод статей из книги “Торговля и рынки в ранних империях”. Публикации сопровождались введением, написанным Яношем Кис и Гиорги Маркусом, где кратко излагались основные положения теории К.Поланьи, а также заключением, написанным женой американского ученого Илоной Дукжинской, излагающим основные этапы его жизни. [10] Находясь под влиянием идей К.Поланьи, в 1972 году Янош Кис и Гиорги Маркус совместно с Гиорге Бенце написали работу “Возможна ли критика политической экономии”, где они анализировали возможность совмещения плановых и рыночных элементов в экономике. [11]

В 1972 году была переведена и опубликована работа “Дагомея и работорговля: анализ архаичной экономики” с введением Иожефа Богнара. И.Богнар рассматривал достижения К.Поланьи, как “равные таким великим ученым, как Лео Шилард ( Leo Szilard ) и Тодор Кальман ( Todor Kalman ), которые внесли научно-исследовательские открытия и теоретические разработки неоценимого значения в развитие международной науки”. [12]   

Опираясь на личные отзывы тех, кто знал К.Поланьи, и на документы, предоставленные Илоной Дукжинской, И.Богнар написал его биографию. Дав хвалебный отзыв о его вкладе в науку, он проанализировал некоторые из его основных концепций, подчеркнув актуальность его выводов и их применимость к анализу социалистического общества и социально-экономическим проблемам развивающегося мира. В качестве главного вывода из трудов К.Поланьи И.Богнар выделил тезис о том, что “именно общество должно направлять то, что происходит на рынке, а не рынок определять то, что происходит в обществе”. [13]

Главной причиной этого растущего интереса к трудам К.Поланьи в начале 1970-х годов было появление нового экономического механизма, нацеленного на сочетание централизованной командной экономики с элементами рыночной экономики. Изменения, происходящие в венгерской экономике с 1968 года, вдохновляли экономистов и политиков на переосмысление социально-экономической модели социализма.

Таким образом, первые ученые, которые распространяли труды К.Поланьи в Венгрии, были убеждены, что обращение к его работам является полезным как в теоретическом, так и практическом аспекте. И особенно важным в связи с проблемами, связанными с эффективной работой нового экономического механизма.  Однако к концу 70-х годов появились и критики К.Поланьи.

В 1976 году были изданы избранные произведения американского экономиста под названием “Архаичное общество и экономический взгляд”, где во введении Тамашем Шентесом были сформулированы основные моменты критики с марксистских позиций. Основной же поток критики был направлен не столько против теории самого К.Поланьи, сколько против экономистов, развивающих его идеи. Например, резкой критике подвергся Иван Зеленьи, который в своих работах развивал концепцию американского экономиста о перераспределении, а так же исследовал такого рода явление, как “бюрократическое престижное потребление”.

В середине 1970-х годов Андреа Сцего и Гиорги Винер, основываясь на работах К.Поланьи, положили начало венгерским исследованиям в области общественного администрирования. Они пытались доказать, что перераспределение, т.е. сбор товаров от их производителей и перераспределение этих товаров, происходит только в современных условиях. В доиндустриальных странах товары собираются, но они не перераспределяются в строгом смысле этого слова, так как вождь использует для того их, чтобы наградить своих людей или организовать церемониальное событие. Основываясь на этих положениях А.Сцего и Г.Винер разработали сложную типологию перераспределения. [14]

В 80-х годах критика работ К.Поланьи и его последователей с марксистских позиций начала ослабевать, и в 1986 году Венгерской  Академией наук была организована международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения К.Поланьи, где обсуждался его вклад в мировую науку. В настоящий момент труды К.Поланьи в Венгрии являются частью университетской программы на экономическом и социологическом факультетах.

В заключение хотелось бы назвать научные центры, где проявляется наибольший интерес к интеллектуальному наследию К. Поланьи: в Венгрии - Венгерская Академия Наук; в США - Колумбийский Университет, Северозападный Университет (Northwestern University); в Канаде - Конкордский Университет, Институт К.Поланьи; Италия - Колледж св.Карла в Модене; Франция - Университет Просвещения в Лионе; Израиль - Институт изучения Киббуцей и проблем кооперации; Турция - Ближневосточный Технологический Университет; Япония - Нгасакский Университет и т.д.   


[1] G.Dalton, Traditional production in primitive African Economies, Quarterly Journal of Economics 76 (1962), 360-378.

[2] G.Dalton, Writings that clarify theoretical disputes over Karl Polanyis work. Journal of economic issues, 24 (1990), p.246-261.

[3] Research in economic anthropology. A research annual, ed. by G.Dalton. Greenwich: JAI press, 1993, V.14.

[4] F.Stenier, Notes on Comparative Economics, British Journal of Sociology, 5, 1954.

[5] Journal of Economic History, 19, 1959, pp.491-503.

[6] С.Хамфиз, указ.соч., с.176.

[7] The Relevance of Models for Social Anthropology, ed. by M.Banton, L.,1965, p. 139-236.

[8] Приложение.

[9] Там же.

[10] Magyar Filozofiai Szemle  5-6, 1971, p.738-767.

[11] The Life and Work of Karl Polanyi: a celebration, ed. by Kari Polanyi-Levitt, N.Y., 1990, p.128.

[12] The Life and Work of Karl Polanyi: a celebration, ed. by Kari Polanyi-Levitt, N.Y., 1990, p.127.

[13] Ibid., p.127.

[14] Ibid., p.135.