Пшеворский А.
Демократия и рынок.
Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке.
(Пер. с англ. Под ред. В.А.Бажанова). М., РОССПЭН, 1999.
Adam
Przeworsri
Democracy and Market: Political and EconomicReforms in Eastern Europe and
Latin America
Cambridge University Press. 1992
Широким кругам российских читателей наконец-то стала доступна книга классика
современной политической науки А.Пшеворского - одна из самых цитируемых западными
политологами среди работ, опубликованных в 1990-е гг. Особенность этой книги,
впервые вышедшей в 1991 г., состоит в том, что она в полной мере продемонстрировала
силу теоретического анализа и основанного на этом анализе научного прогноза.
В отличие от множества работ, основные положения которых оказались либо неверными,
либо быстро устаревшими, многие идеи Пшеворского не только сохраняют актуальность,
но и продолжают подтверждаться на опыте многих стран.
В немалой степени это объясняется своеобразной методологией автора, эффективно
и органично сочетающей различные подходы, например, институциональный подход,
методы и представления теории игр, подходы современной транзитологии и др.
При этом методология политического анализа у Пшеворского соединена с живым,
подчас “горячим” материалом, тесно связана с конкретикой. В силу этого книга,
о которой идет речь, представляет несомненный и значительный интерес для преподавателей
вузов, студентов и аспирантов, изучающих политологию, а также для ученых,
работающих в различных областях политической науки.
Важным
с теоретической и с практической точки зрения представляется анализ сущности
демократического государства, который дается в книге Пшеворского. Отличительной
особенностью демократической системы, согласно Пшеворскому, является то, что
разрешение возникающих проблем и противоречий зависит в ней от того, что предпринимают
различные политические силы, но при этом ни одна из этих сил не контролирует
происходящее. Очевидно, что при таком подходе многие режимы, формально считающиеся
демократическими, в действительности оказываются авторитарными или полуавторитарными.
Еще более существенны сформулированные Пшеворским необходимые условия функционирования
демократических институтов - “справедливость” и эффективность.
“Справедливость”
демократических институтов означает по Пшеворскому возможность давать всем
политическим силам шанс выигрывать в борьбе интересов и ценностей. Эффективность
же демократических институтов предполагает создание условий, при которых даже
поражение тех или иных политических сил является для них более привлекательным,
чем будущее в недемократическом государстве.
Несмотря
на то, что в книге Пшеворского, как следует из самого ее названия, опыт политических
и экономических реформ в Советском Союзе и в постсоветской России практически
не рассматривается, в целом она дает для понимания российских политических
и социальных процессов гораздо больше, чем многие книги профессиональных советологов
и русистов. Подчеркнем, что именно органичное сочетание различных подходов
к исследованию политических реформ (в отличие от чрезмерного и одностороннего
увлечения каким-либо одним подходом, характерного для многих западных авторов)
дает возможность Пшеворскому часто делать точные и далеко не тривиальные выводы,
которые подтверждаются практикой осуществления реформ в целом ряде стран,
в том числе в России.
В качестве примера
можно привести следующий вывод, довольно строго и логично вытекающий из концепции
Пшеворского: “Наиболее вероятным является такой ход, при котором радикальные
программы будут со временем замедлены или частично обращены назад, вновь начаты
в более постепенной форме при меньшем доверии общества и опять замедлены и
повернуты назад, пока не придет новое правительство и пообещает полный разрыв
с прошлым, и цикл начнется вновь” (с.271-272). Несмотря на то, что это писалось
в самом начале 1990-х гг. (по сути дела еще до начала радикальных реформ в
странах Восточной Европы и в России), в целом практика реформирования в самых
разных странах подтвердила теоретический вывод Пшеворского.
Особый
интерес представляет глава “Политическая динамика экономических реформ”. Само
название этой главы, на первый взгляд, кажется парадоксальным и непривычным,
поскольку политические последствия проведения экономических реформ традиционно
остаются вне поля зрения политической науки. Между тем, как показывает Пшеворский,
в переходный период политические процессы и экономические реформы не только
тесно связаны между собой, но и взаимно влияют друг на друга. В центре внимания
этой главы вопрос о том, каковы экономические и социальные условия консолидации
демократического государства, стабильности демократических институтов.
В известном смысле Пшеворский здесь отчасти предвосхитил бурное развитие на
Западе такого направления политической науки, как “новая политическая экономия”,
которая, в частности, исследует общие условия эффективности или неэффективности
политических (в том числе демократических) институтов. В отличие от множества
либеральных авторов, озабоченных чисто экономическим или чисто политическим
анализом, Пшеворский основное внимание сосредотачивает на политических условиях
и политических последствиях проведения экономических реформ, признавая, что
реформы, ориентированные на создание рынка, на первых этапах их проведения
неизбежно ущемляют интересы больших социальных групп и вызывают противодействие
со стороны влиятельных политических сил. В таких условиях одновременное осуществление
демократических реформ и экономических преобразований оказывается чрезвычайно
сложным и противоречивым процессом.
Как
свидетельствует опыт стран Латинской Америки, Восточной Европы, России и других
стран СНГ, соединение ценностей политической демократии и социальной справедливости
при осуществлении реформ оказывается трудно достижимым. Однако без такого
соединения возникающие “поставторитарные” или “постсоциалистические” политические
режимы обречены на нестабильность, на движении не в сторону демократии, а
от нее. Пшеворский справедливо указывает на то, что пример Испании, где переход
к демократии в период правления социалистов сопровождался сильной социальной
политикой, является успешным, но исключительным случаем. Тем не менее вывод
Пшеворского о необходимости соединения демократических реформ с сильной социальной
политикой, как представляется, имеет общий характер. Этот вывод, в частности,
объясняет, почему одностороннее проведение либеральных реформ в России в отсутствие
сильной социальной поддержки широких слоев населения не позволяет прочно утвердиться
демократическому государству и демократическим институтам. Вместе с тем здесь
содержится и ответ на вопрос, что необходимо для того, чтобы демократические
реформы не привели к контрреформам, связанным с утверждением нового авторитарного
или тоталитарного режима.
В
целом можно констатировать, что книга Пшеворского, несмотря на значительный
“лаг” между ее написанием и переводом на русский язык, остается актуальной
для всех, кто исследует или изучает политические процессы в России и других
странах.
Пантин Владимир Игоревич
доктор философских наук,
и.о. профессора Московского Государственного Института международных отношений
(Университета) МИД Российской Федерации.