От Редакции

Обращаясь время от времени к д.и.н., профессору Я.А. Пляйсу, зам.председателя экспертного совета ВАК Министерства образования РФ по политологии, много лет основательно занимающемуся историографией и мониторингом политической науки современной России, Редакция исходила из того, что не только политологическому сообществу, но и многим другим нашим читателям, прямо не связанным с этим сообществом, будет интересно и полезно познакомиться с тем, что происходило в этой весьма важной, с нашей точки зрения, области научного знания в непростом для всей российской науки 2008 г., и какие новые задачи предстоит ей решать в ходе тех преобразований, которые начались с 2007 г. Мы надеемся, что публикуемая ниже статья прояснит многие связанные с этим вопросы.

РОССИЙСКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ: ПЕРЕД НОВЫМИ ВЫЗОВАМИ

Я.А. Пляйс

ПЛЯЙС Яков Андреевич, доктор исторических наук, профессор, зам.председателя экспертного совета ВАК МО РФ по политологии.

Как и 2007 г., прошлый год войдет в историю всей российской науки и политической науки, в частности, как непростой год, год серьезных испытаний.
Основная причина того спада, который наблюдался в количестве защищенных диссертаций и числе соискателей, утвержденных в ученой степени кандидата и доктора наук, заключается в том, что в 2008 г. происходила реорганизация сети диссертационных советов, осуществлявшаяся в соответствии с приказом № 2 Минобрнауки от 9 января 2007 г. "Об утверждении Положения о совета по защите докторских и кандидатских диссертаций". Этим документом было предписано привести до 1 июня 2007 г. все диссертационные советы в соответствие с новым Положением о них и прекратить деятельность тех советов, которые ему не соответствуют.
Впоследствии, когда стало очевидно, что до 1 июня этот приказ выполнить не удастся, действие советов было продлено до 15 ноября 2007 г., но и эта дата также оказалась нереалистичной, и перестройка сети диссертационных советов продолжилась весь 2008 г., захватив даже начало 2009 г.
В результате реформирования из 67 советов, действовавших в конце 2005 г. в России и в двух странах СНГ (Киргизии и Таджикистане), в начале апреля 2009 г. продолжало действовать 58 советов. Ряд советов так и не возобновил свою работу. В частности, в нескольких академических институтах РАН, например, в Институте Африки РАН, в Институте Дальнего Востока РАН советы до сих пор не восстановлены. В целом же можно с удовлетворением констатировать, что абсолютное большинство диссертационных советов выдержало проверку на прочность и зрелость и продолжают плодотворно работать.
Затянувшаяся реорганизация не могла не отразиться на ритме и результатах работы диссертационных советов, а также аспирантур и докторантур. Кое-где работа застопорилась, образовались, образно говоря, тромбы, возникло ненужное напряжение.
О том, как проходившая и еще не завершившаяся реорганизация сказалась на итогах работы советов, красноречиво свидетельствуют данные нижеследующей таблицы.

Таблица. Динамика защит докторских и кандидатских диссертаций  по политологии в период с 2000 по 2008 гг.

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Итого 2000-2008 гг.

Итого 1990-2008 гг.

Количество докторских диссертаций

40

36

39

32

49

40

45

41

28*

350

525

Количество кандидатских диссертаций

220

170

233

264

310

325

390

386

302**

2600

3203

Общее количество диссертаций

260

206

272

296

359

365

435

427

330

2950

3728

* Список докторов политических наук, утвержденных в этой степени в 2008 г., приводится в приложении к данной статье. По сравнению с 2007 г. число соискателей, утвержденных в степени доктора наук, уменьшилось на 13 чел.

** По сравнению с 2007 г. число кандидатов наук снизилось на 84 чел.

В 2009 г. нам предстоит новое и, на мой взгляд, более серьезное испытание, чем то, которое мы преодолевали в предыдущие два года. Оно связано с новым приказом Минобрнауки России № 59 от 25 февраля 2009 г. (зарегистрирован в Минюсте России 20 марта 2009 г. за № 13561).
Этим приказом утверждена новая Номенклатура специальностей научных работников, а Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки предписано в срок до 31 декабря 2009 г. "привести в соответствие с Номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной настоящим приказом, советы по защите докторских и кандидатских диссертаций".
Следующий, 3-й пункт этого же приказа предписывает ВАКу также в срок до 31 декабря 2009 г. "представить мотивированное ходатайство в Министерство об изменении составов экспертных советов Комиссии в связи с утвержденной настоящим приказом Номенклатурой научных работников".
Что же вытекает из этого приказа и что нам предстоит сделать?
Во-первых, надо отметить, что та Номенклатура, которая утверждена Приказом № 59, заметно отличается от той, которая действовала до сих пор. Для убедительности сравним все Номенклатуры по политическим наукам, начиная с первой от 4 ноября 1988 г., которая была представлена следующими специальностями:
23.00.01 - "Теория и история политической науки";
23.00.02 - "Политические институты и процессы";
23.00.03 - "Политическая культура и идеология";
23.00.04 - "Политические проблемы международных систем и глобального развития".
По специальности "Политические науки", но в разделе "Социологические науки" в том же постановлении проходили еще две специальности: 22.00.05 - "Социально-политические процессы, организация и управление" и 22.00.07 - "Общественное мнение" [Бюллетень ВАК… 1989: 18].
Приказом Министерства науки и технической политики № 24 от 28 февраля 1995 г. была утверждена новая Номенклатура, уточненная и дополненная совместно с Госкомитетом РФ по высшему образованию, ВАК РФ, РАН и другими заинтересованными министерствами и ведомствами. По отрасли -"Политические науки" эта Номенклатура выглядела точно так же, как предыдущая. Однако по другим отраслям появились существенные дополнения. Так, в отрасли "Философские науки" появилась специальность "Философия политики и права" (09.00.10 -"Политические науки"); в отрасли "Психологические науки" появилась специальность "Политическая психология" (19.00.12 -"Политические науки"). В отрасли "Социологические науки" появилась специальность "Политическая социология" (22.00.05 -"Политические науки"); в отрасли "Культурология" появилась специальность "Прикладная культурология" (24.00.04 -"Политические науки") [Бюллетень ВАК… 1995].
5 марта 1999 г. в эту Номенклатуру была внесена еще одна специальность ? 23.00.05 ? "Межнациональные институты и процессы".
Таким образом, по политическим наукам можно было защищать диссертации по девяти специальностям.
В январе 2001 г. в Номенклатуру были вновь внесены существенные изменения. Отрасль "Политические науки" стала выглядеть следующим образом:
23.00.01 -"Теория политики, история и методология политической науки";
23.00.02 -"Политические институты и процессы, политическая конфликтология, политические технологии";
23.00.04 -"Политические проблемы международных отношений и глобального развития" [Бюллетень ВАК… 2000: 20].
Кроме специальностей 23.00.03 и 23.00.05 из Номенклатуры были исключены также: "Философия политики и права" (09.00.10), "Политическая социология" (22.00.05), "Прикладная культурология" (24.00.04). Специальность "Политическая психология" (19.00.12) была трансформирована в специальность "Социальная и политическая психология" под тем же шифром. Таким образом, общее число специальностей по политическим наукам сократилось с девяти до пяти. Впоследствии в специальность 23.00.02 были вновь внесены существенные дополнения и она была сформулирована следующим образом: "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии". В результате образовалась очень широкая специальность, в которую можно было вместить самые различные темы; по существу, очевидно, предполагалось, что исключенные из Номенклатуры специальности могут быть ею скомпенсированы. В отрасли "Филологические науки" по специальности "Журналистика" стало возможно защищать диссертации и по политическим наукам (10.01.10 ? "Политические науки").
Но не столько из-за этого, сколько из-за того, что поле политологических исследований значительно сузилось (в связи с исключением некоторых специальностей), проведенная реорганизация сразу же вызвала у нашего научного сообщества критические оценки. Началась настойчивая и целеустремленная работа (если не сказать ? больше) за восстановление прежней Номенклатуры. Ситуация, разумеется, касалась не только политической науки, но и других наук, которые оказались примерно в таком же положении. В конечном счете, она привела к тому, что появился тот самый приказ № 59, о котором говорилось выше.
Как же выглядит нынешняя Номенклатура, утвержденная 25 февраля 2009 г.? Фактически все специальности отрасли "Политические науки" претерпели серьезные изменения. Так в специальность 23.00.01 добавлена философия политики, во вторую ? политические технологии, третья специальность восстановлена в прежнем виде, в четвертую добавились проблемы регионального развития, а пятая специальность фактически совсем новая.
В целом эти специальности сформулированы следующим образом:
23.00.01 -"Теория и философия политики, история и методология политической науки";
23.00.02 -"Политические институты, процессы и технологии";
23.00.03 -"Политическая культура и идеологии";
23.00.04 -"Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития";
23.00.05 -"Политическая регионалистика. Этнополитика".
По политическим наукам можно, как и раньше, защищать диссертации также по журналистике ? 10.01.10, по политической психологии ? 19.00.12 и по политической социологии ? 22.00.05. В общей сложности ? восемь специальностей.
Несмотря на то, что не были реализованы предложения политического сообщества, связанные с конфликтологией (есть, правда, надежда, что эта специальность все же появится) и политическим управлением, можно, тем не менее, констатировать, что многое из того, что более или менее сформировалось и было затем утрачено, удалось восстановить. И это, я уверен, то благо, которое необходимо и нашей науке, и политической практике. Жаль, разумеется, потерянных лет, наработанных заделов, полученных ранее результатов. Будем, однако, надеяться, что со временем удастся восстановить не только остальное, но и прирастить необходимое новое. Например, связанное с политическим управлением.
Что же теперь предстоит нам всем вместе сделать?
Во-первых, вовремя и грамотно реорганизовать диссертационные советы, обращая особое внимание на качество их составов и соответствие предлагаемых специалистов и их научных трудов заявленным специальностям. Кстати говоря, это очевидное правило нередко нарушается теми, кто формирует составы советов.
Во-вторых, реформировать аспирантуры и докторантуры и привести их в соответствие с новыми специальностями и их паспортами, которые еще предстоит разработать.
В-третьих, предстоит разобраться в некоторых организационных и процедурных вопросах и затем их решить. Например, в таком: как поступать с аспирантом, который, к примеру, сдавал вступительные экзамены или экзамены кандидатского минимума по одним специальностям и программам, а диссертационную работу написал и планирует защитить по специальности, которой не было в Номенклатуре. Придется ли ему сдавать еще один экзамен? И можно ли ему вообще защищать работу не по той специальности, по какой он поступал в аспирантуру?
Есть и другие вопросы, на которые предстоит дать ответы. Будем надеяться, что многое будет разъяснено в новом приказе Минобрнауки, который, насколько мне известно, готовится, но которого на момент написания статьи еще не было на сайте этого ведомства. Созданная за прошедшие годы база и тот опыт, который нами накоплен, позволяет надеяться, что постепенно мы преодолеем и новые трудности. Преодолеем и продолжим развитие, шаг за шагом решая те задачи, о которых мне уже не раз приходилось писать применительно ко второму этапу нашего развития .
P.S. Осмысливая научные итоги 2008 г., я решил, что не могу не обратить внимание нашего сообщества еще на одно весьма важное новое обстоятельство. Заключается оно в том, что именно в этом году на заседания экспертного совета в обязательном порядке будут приглашаться те соискатели научной степени (как докторской, так и кандидатской), которые по своей основной работе не связаны с системой образования или науки. Заметно ужесточены также требования к руководителям советов.
______________________________
Бюллетень ВАК при Совете Министров СССР, 1989, № 3.
Бюллетень ВАК России, 1995, № 4.
Бюллетень ВАК России, 2000, № 3.

Приложение
Докторские диссертации по политологии за 2008 г.
1. Ат-Турки Маджит бен Абдель Азиз. "Эволюция саудовско-советских и саудовско-российских отношений в контексте мировой политики (1926?2007 гг.)". 23.00.04. ? М. МГУ им. М.В.Ломоносова.
2. Афанасьев Валерий Владимирович. "Философия политики Освальда Шпенглера". 23.00.01.? М. Институт философии РАН.
3. Баранов Андрей Владимирович. "Акторы региональных политических процессов в постсоветской России: система взаимодействий". 23.00.02. ? Волгоград. Волгоградская академия государственной службы.
4. Бардаков Алексей Иванович. "Власть в формах организации жизнедеятельности общества". 23.00.02. Волгоград. Волгоградская академия государственной службы.
5. Бородин Павел Павлович. "Социально-политическая стабильность ? основное условие развития России". 23.00.02. ? М. Институт социально-политических исследований РАН.
6. Бродовская Елена Викторовна. "Трансформация политической системы современного российского общества: институциональные и социокультурные составляющие". 23.00.02. ? Тула. Тульский государственный университет.
7. Васецкий Андрей Анатольевич. "Системные конфликты в процессе становления современной политической системы России". 23.00.02. ? С-Пб. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена.
8. Виноградов Андрей Владимирович. "Китайская модель модернизации: социально-политические и социокультурные аспекты". 23.00.04. ? М. Институт Дальнего Востока РАН.
9. Гайдук Вадим Витальевич. "Институт федерализма; политико-правовое исследование". 23.00.02. ? М. РАГС.
10. Зырянов Сергей Григорьевич. "Современные электоральные процессы: взаимосвязь поведенческого и институционального аспектов (политологический анализ". 23.00.02. ? Ростов-на-Дону. Северокавказская академия государственной службы.
11. Коробов Андрей Александрович. "Миграционный фактор напряженности этнополитических отношений в Российской Федерации". 23.00.02. ? Саратов. Саратовский государственный социально-экономический университет.
12. Макарычева Марина Геннадьевна. "Российское направление современной внешней политики США (политические проблемы и экспертно-аналитическое обеспечение)". 23.00.04. ? Н.Новгород. Нижегородский ГУ им. Н.И.Лобачевского.
13. Овчарова Ольга Геннадьевна. "Гендерная асимметрия политики: неинституциональные и институциональные аспекты". 23.00.02. ? Саратов. Саратовский ГУ им. Н.Г.Чернышевского.
14. Рахматуллаев Эркин Рахматуллаевич. "Превентивная дипломатия: теория, практика и ее перспективы в Центральной Азии". 23.00.04. ? М. Дипломатическая академия МИД РФ.
15. Савченко Иван Сергеевич. "Парламентская дисциплина: закономерности и факторы развития". 23.00.02. ? М. Российский государственный социальный университет.
16. Самраилова Екатерина Константиновна. Локализация и разрешение социально-политических конфликтов: методология и практические алгоритмы". 23.00.02. ? М. Академия труда и социальных отношений.
17. Сельцер Дмитрий Григорьевич. "Политическая трансформация номенклатурной организации власти в России (субрегиональный уровень, 1985?2005 гг.)". 23.00.02. ? М. МГУ им. М.В.Ломоносова.
18. Скиперских Александр Владимирович. "Механизмы легимитации политической власти на постсоветском пространстве". 23.00.02. ? Воронеж. Воронежский ГУ.
19. Смирнова Ирина Сергеевна. "Национальный и международный имидж британской политической элиты и ее лидеров: особенности функционирования и влияние на современный политический процесс". 23.00.02. СПб. СПбГУ.
20. Титова Людмила Григорьевна. "Политические процессы в современной России: особенности функционирования и тенденции развития". 23.00.02. ? М. Военный университет МО РФ.
21. Торопыгин Андрей Владимирович. "Общее пространство безопасности СНГ: специфика и основные направления формирования (политологический анализ). 23.00.04. ? СПб. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена.
22. Туник Галина Александровна. "Современная Российская геральдика как фактор отражения специфики российского государства: историко-политологический анализ". 23.00.02. РАГС.23.00.02. ? М. МГУ им. М.В.Ломоносова.
23. Туровский Ростислав Феликсович. "Баланс политических отношений между центром и регионами в процессах государственного строительства". 23.00.02. ? М. МГУ им. М.В.Ломоносова.
24. Фишман Леонид Гершевич. "Политические дискурсы постсоветской России: теоретико-методологический анализ". 23.00.01. ? Екатеринбург. Институт философии и права УрО РАН.
25. Цыбулевская Елена Александровна. "Процессы социализации политической власти в современном российском обществе". 23.00.02. ? М. Академия труда и социальных отношений.
26. Чапурко Татьяна Михайловна. "Государственная политика современной России в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних". 23.00.02. ? Ростов-на-Дону. Северокавказская академия государственной службы.
27. Швец Лариса Евгеньевна. "Взаимосвязь доминирования и влияния в функционировании современной государственной власти". 23.00.02. ? М. МГУ им. М.В.Ломоносова.
28. Шерпаев Владимир Иванович. "Военная политика в политическом процессе современной России". 23.00.02. ? Екатеринбург. Уральский ГУ им. А.М.Горького.