ПОЛИТИЧЕСКИЙ АТЛАС - 2:
МИРОВОЙ КРИЗИС, МЕГАТРЕНДЫ
И АНАЛИЗ НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

А.Мельвиль, М.Ильин, Е.Мелешкина, М.Миронюк, Ю.Полунин, В.Сергеев, И.Тимофеев

МЕЛЬВИЛЬ Андрей Юрьевич, проректор МГИМО(У) МИД России, профессор;
ИЛЬИН Михаил Васильевич, зав. кафедрой сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России, доктор политических наук, профессор;
МЕЛЕШКИНА Елена Юрьевна, кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России;
МИРОНЮК Михаил Григорьевич, кандидат политических наук, зам. декана факультета политологии МГИМО(У) МИД России;
ПОЛУНИН Юрий Алексеевич, кандидат технических наук, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) МИД России, аналитик журнала "Эксперт";
СЕРГЕЕВ Виктор Сергеевич, доктор исторических наук, профессор, директор Центра глобальных проблем МГИМО(У) МИД России;
ТИМОФЕЕВ Иван Николаевич, преподаватель кафедры политической теории МГИМО(У) МИД России.

Общие контуры проекта
Начиная с 2005 г. МГИМО - Университет МИД России совместно с Институтом общественного проектирования работает над инновационным исследовательским проектом "Политический атлас современности" . Основная цель проекта - осуществить комплексный сравнительный анализ политических систем всех стран мира (почти двухсот!), разработать их многомерную классификацию, проанализировать динамику структур мировой политики и индивидуальных траекторий развития стран мира.
Мы хотим понять структуру современной мировой политики, то положение, которое занимают в ней конкретные государства и их группировки, их динамику - и разобраться во всем этом сквозь призму различных методологических подходов (компаративистских, многомерно-статистических и др.). Среди наших предшественников - разнообразные по направленности и методологии исследовательские проекты ПРООН, "Polity", Т.Ванханена, Академии наук СССР (Л.Гордона, В.Тягуненко и Л.Фридмана), A.T.Kerney и журнала Foreign Policy, фонда Бартельсмана, Института Катона, Transparency International, Freedom House, Reporters without Borders и др. У них свои достоинства и недостатки, но каждый из них сосредотачивается на каком-либо одном измерении сравнительного анализа. Мы учитываем разработки наших предшественников, но стремимся к многомерному подходу, чтобы постараться понять структуру мировой политики и динамику развития отдельных государств и их образований.
Это беспрецедентная по масштабу и сложности научно-исследовательская задача. Проект носит междисциплинарный характер - в нем, наряду с методами политической компаративистики, используются различные методы многомерного статистического анализа (регрессионный, дискриминантный, кластерный, метод главных компонент и др.). У проекта солидная эмпирическая основа - создана уникальная база данных (около 40 переменных) по всем странам мира за период с 1989 по 2007 гг.
В течение 2005-2007 гг. в рамках проекта было проведено уникальное сравнительное исследование политических систем современных государств мира с использованием методов многомерного статистического анализа. В результате разработки пяти принципиально новых сравнительных индексов (государственности, внешних и внутренних угроз, потенциала международного влияния, качества жизни и институциональных основ демократии) были созданы соответствующие рейтинги всех 192 стран мира (членов ООН). Полученные результаты были затем подвергнуты факторному и кластерному анализу, и в итоге была получена достаточно устойчивая картина "мировой структуры" (или структуры современной мировой политики). Полученные результаты нашли выражение, в частности, в монографии "Политический атлас современности. Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств" [см. Политический атлас современности 2007; Мельвиль 2006; Мельвиль, Ильин, Мелешкина и др. 2006; Миронюк и др. 2006; Мельвиль, Ильин, Мелешкина и др. 2008].
На этом этапе проекта был получен "слепок" политических систем современных государств и их взаимосвязей на период 2005 г. Это, условно говоря, проект "Политический атлас - 1", результаты которого, безусловно, еще ждут своего более глубокого осмысления (прежде всего, в части интерпретации результатов проведенного кластерного анализа) .
На следующем этапе проекта в 2007-2009 гг. (проект "Политический атлас - 2") решаются еще более масштабные задачи. Во-первых, исследование приобретает динамический характер - изучается не аналитический "слепок" текущей ситуации, а временные ряды с 1989 по 2007 гг. (т.е. не статика, а динамика); во-вторых, идет разработка принципиально новых методов сравнительного и математического анализа применительно к поставленным задачам; в-третьих, создается "Энциклопедия политических систем современных государств", включающая подробные аналитические описания разновидностей государственного устройства, политических институтов и процессов во всех странах мира в широком историческом, экономическом, социальном контексте; в-четвертых, разрабатывается методологическое обеспечение для внедрения результатов проекта в учебный процесс.
Анализ динамики мировой системы и эволюционных траекторий развития конкретных стран и государственных образований, с методологической точки зрения, оказался едва ли не наиболее сложным. Опробованная и оправдавшая себя (с эвристической точки зрения) методология анализа мирового "слепка" взаимоположений стран оказалась малоприменимой при анализе динамических процессов. В частности, такой важный элемент дискриминантного анализа, как определение "обучающей выборки", практически невозможен при анализе исторических данных . Этот метод хорош для расчета индексов в логике моментального снимка. Вполне возможно, мы будем применять его и далее, для обновления индексов, скажем, с трех-пятилетним интервалом. Однако в любом случае, на выходе мы получим серию "моментальных снимков", которые будут давать нам лишь самые общие представления о характере динамики. Методология "Политического атласа - 1" оставляет значительные лакуны в отношении изучения динамических рядов. Новая база данных (1989-2005-2007 гг.) потребовала иных подходов к ее анализу.

Анализ временных рядов
Одним из направлений дальнейшего развития проекта стало тестирование различных нелинейных моделей, которые используются на междисциплинарной основе для изучения самого широкого круга явлений и процессов. В ситуации глобального кризиса (финансово-экономического, социального - но также кризиса глобальных и национальных политических институтов и практик, как и устоявшихся мыслительных моделей) особое значение приобретает анализ именно нелинейных траекторий развития. Тестирование этих моделей проводилось одновременно с созданием новых баз данных, поэтому изначально мы проводили апробацию на основе данных Индекса человеческого развития ПРООН, значения которого доступны за период с 1975 г. с пятилетними интервалами. При этом модели тестировались не столько ради самих моделей, но для решения конкретных научных проблем "Атласа".
Используя базовую модель процессов Ферхюльста, мы попытались выявить фундаментальные отличия динамики качества жизни стран, принадлежащих к различным кластерам, определенным на первом этапе проекта. Мы обнаружили не только существенные отличия между различными кластерами, но и принципиальные несовпадения типов динамики внутри кластеров. Оказалось, например, что внешне благополучные Бельгия и Швеция сталкиваются с исчерпанностью существующих ресурсов и технологий роста качества жизни. Причем перед Бельгией эта проблема стоит острее. Применяемая методология позволяет формализовать эти тонкие отличия, а значит - обеспечить более фундированную типологию изучаемых случаев.
Еще одним направлением использования этой модели на данных ИЧР ПРООН стал анализ расхождения и сближения траекторий различных стран мира. Нас, конечно, в первую очередь интересовали республики бывшего СССР. Мы получили способ не только констатировать их расхождение, но и определять степень подобного расхождения .
Мы попробовали также использовать базовую модель процессов Ферхюльста и применительно к анализу отдельных переменных. Наш интерес вызывала, в частности, динамика военных расходов современных государств. Напомним, что в Индексе потенциала международного влияния именно эта переменная имела наибольший вес. Здесь мы сузили набор изучаемых казусов, ограничив его исключительно великими державами. Однако мы рискнули выйти и за пределы установленных границ базы 1989-2007 гг., охватив большую часть ХХ в. Первые результаты этого исследования представлены в настоящем и ближайшем номерах журнала "Полис".
Отметим, что полученные нами результаты успешно конвертируются в учебные материалы. Мы считаем этот процесс крайне важным - студенты получают знания непосредственно из научных разработок своих преподавателей, а не только из учебников и зарубежной литературы. В частности, подготовлены УМК "Нелинейные политические процессы", "Современная демократия: универсальное и специфическое" и др.

Эволюционное развитие государств и межгосударственных систем
В содержательном и методологическом отношении еще одно новое направление нашего проекта "Политический атлас - 2" - анализ эволюционного развития государств и межгосударственных систем. Моментальный снимок политической системы стран мира, полученный нами в проекте "Политический атлас - 1", является отправной точкой для еще одного масштабного исследовательского направления в рамках проекта "Политический атлас - 2". Его участники поставили задачу выяснить, как формировались и трансформировались конфигурации межгосударственных систем на протяжении пяти с лишним столетий. В рамках этого исследования было прослежено, как взаимодействие внешних и внутренних факторов развития привело к образованию череды все более масштабных и сложных международных систем, которые включали все более разнообразные виды и разновидности территориальных единиц этих систем или государств. Полученные данные позволили поставить вопрос о построении генеалогии разных типов государств, возникающих в сменяющих друг друга международных системах.
В рамках субпроекта по эволюционному развитию государств и межгосударственных систем было разработано несколько альтернативных и взаимно дополняющих друг друга моделей исторического и эволюционного возникновения различных типов и разновидностей государств. Проблема заключалась в том, как совместить подобные модели или сделать их хотя бы относительно сопоставимыми, чтобы иметь возможность получить общую картину генеалогии видов и разновидностей современных государств.
Выходом стало создание широкой эмпирической рамки для описания и тем самым для моделирования процессов развертывания международных систем и входящих в них государств с помощью концептуального картирования. Подобный подход позволил свести воедино и обобщить результаты анализа политических размежеваний на разных уровнях от локального до глобального, трансформации центр-периферийной полярности и т.п. Разумеется, работа эта далеко не закончена. Выявлены пока еще лишь общие контуры эволюции форм государственности. Однако намеченное направление исследований уже сейчас обогащает наше понимание эволюционно-морфологических особенностей различных типов и разновидностей современных государств.

Структуры международных организаций
Еще одно новое направление исследований в рамках проекта "Политический атлас - 2" - изучение структуры основных международных организаций и их финансирования странами-участниками для выяснения того, изменилась ли структура мировой политики, если смотреть на нее сквозь призму поддержки национальными государствами международных организаций, и какие новые "неформальные" группировки государств можно обнаружить на политической карте мира?
В данном разделе проекта решается задача использования данных о структуре ключевых современных международных организаций (семейство ООН, интеграционные группировки, военно-политические союзы и др.) и их финансировании странами-членами для выявления значимых особенностей пространства мировой политики. Речь идет о близости по политическим позициям, уровню развития, характеру экономической политики, типу политической системы и т.д. Участие или неучастие той или иной страны в определенной международной организации в имплицитной и агрегированной форме содержит в себе данные такого рода. Был получен целый ряд интересных выводов. Сопоставление данных 2000 и 2006 гг. показывает, что вопреки мнениям многих экспертов, структура взаимоотношений между национальными и международными организациями оказалась практически не затронутой "войной с террором" и событиями 11 сентября 2001 г.
В то же время отчетливо проявляется новая группировка в мировой политике - БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). При этом взгляд на мировую политику с учетом этих международных организаций и новых идентификаций с подобными "неформальными" группировками, не зафиксированными никакими соглашениями, более эффективен, чем попытки формального сопоставления событийного ряда и политических курсов.

Энциклопедия политических систем современных государств
Наконец, в рамках нашего проекта завершается создание Энциклопедии политических систем современных государств. Являясь неотъемлемой частью проекта "Политический атлас современности", подготовка Энциклопедии преследует ряд целей, которые в том числе являются реакцией на трансформацию ресурсов систематизированной информации в связи с быстрым распространением Интернета и изменением формата интеллектуальной работы. Очевидно, что благодаря Интернету резко повысилась доступность страновой информации, как в англоязычном, так и русскоязычном сегментах. Если сегодня нужно быстро найти или проверить какие-то факты, зачастую весьма экзотичные, большинство исследователей используют Интернет или, если речь идет о корпоративных пользователях, специальные базы данных в открытом или закрытом режимах доступа. Сейчас относительно несложно узнать, что происходит в других странах или регионах собственной страны, обратившись к веб-сайтам информационных агентств или СМИ, электронным блогам; можно связаться с коллегами в этих странах или регионах посредством электронной почты. Налицо снижение затрат и усилий на получение информации, а также времени для ее обработки. Оборотная сторона такой "легкости" - "замусоривание" информационного пространства, которое насыщается не только качественно, но и количественно (второе встречается гораздо чаще). В целом аналогичная картина наблюдается и на рынке профессиональной качественной литературы в традиционном "бумажном" формате - начиная от академических журналов, монографий и заканчивая разнообразными словарями, справочниками, энциклопедиями и т.п. В целях борьбы с падением качества информации и квалификации тех, кто с ней работает, специализированные научные организации и издатели расширяют присутствие в Интернете. По разным причинам скорость этого процесса относительно невелика, и проблем меньше не становится.
Энциклопедия политических систем современных государств изначально ориентирована и на традиционный "бумажный", и на электронный формат, а также на институционализацию деятельности по постоянному обновлению созданных в рамках проекта продуктов. На первых порах работы над страновыми описаниями мы столкнулись с жесткой реальностью: некогда лучшие или одни из лучших в мире регионоведческие институты РАН за период 1990-х годов оказались в сложной ситуации, из которой вышли с потерями разной степени тяжести. Уменьшилось число публикуемых ими работ (монографий, справочников, энциклопедий), а значит, замедлился процесс обновления и распространения страновых знаний. Иными словами, публиковались великолепные работы, которые устаревали на этапе сдачи в типографию. Оптимальный выход из такой ситуации - использование возможностей сети Интернет для сбора информации, ее обработки усилиями рабочих коллективов, находящихся в разных частях страны и мира, и публикации результатов. О потенциале возможностей, предоставляемых исследователям и пользователям сети Интернет, говорит, например, электронная энциклопедия "Wikipedia", хотя ее наполнение зачастую весьма несовершенно, а представители академического и университетского сообщества и в России, и за рубежом публично заявляют о недопустимости ее использования в образовательном и исследовательском процессах (впрочем, без конструктивных предложений; мы неоднократно наблюдали, как принципиальные критики сами использовали "Wikipedia" или даже начинали писать для нее).
После ознакомления с рядом справочников и энциклопедий на разных языках и оценки их достоинств и недостатков нами была разработана интегрированная "матрица" (схема) описания и сравнения современных государств, их политических систем и политических режимов, определен в результате поиска и проверки круг источников для обработки информации и заполнения "матрицы", которые практически не использовались нашими коллегами. Работоспособность первого варианта "матрицы" была проверена посредством подготовки ее разработчиками нескольких страновых описаний (в числе описываемых на этом этапе были страны из разных регионов). В дальнейшем "матрица" описаний еще более радикально дорабатывалась и видоизменялась. Первый опыт подготовки страновых описаний был предпринят еще на первом этапе осуществления проекта (2005-2007 гг.), но даже его промежуточные результаты нас не удовлетворили - задача оказалась очень сложной. Поэтому на втором этапе (2007-2008 гг.) в эту работу активно включился Институт общественного проектирования, сотрудники ряда институтов РАН. По ее результатам схема описания приобрела окончательный вид и включает следующие разделы: "Общие параметры", "Исторический очерк политических традиций", "Общие контуры политической системы", "Особенности политических процессов", "Положение в мировой экономике и политике", "Вызовы и угрозы безопасности". Выбранные нами параметры описания политических систем современных государств взаимосвязаны: внешние вызовы и угрозы задают набор обязательных ответов, которые политические системы должны дать в своем развитии. Однако и сами внутренние процессы оказывают обратное влияние на внешнюю среду. Данная гипотеза получила четкое подтверждение в процессе создания Энциклопедии.
Как было отмечено выше, традиционный энциклопедический формат имеет серьезные ограничения, связанные с необходимостью и трудностями постоянной актуализации. Решением этой задачи является публикация описаний стран в сети Интернет на портале "worldpolities.org". Готовые описания тем самым попадают на суд более широкого круга экспертов и в них вносятся оправданные изменения. Мы намереваемся превратить данный портал в постоянно действующий механизм мониторинга мировых процессов. Со страновыми описаниями можно ассоциировать ("прикреплять") дополнительные материалы экспертов. Тем самым, страновое описание превращается в своего рода "ядро", вокруг которого размещаются дополнительные материалы, в том числе по проблемам, которые не были рассмотрены ранее. Более того, такие описания являются, по сути, эмпирически материалом для теоретических обобщений регионального или глобального характера. Это особенно актуально в эпоху кризиса - мир меняется, меняются правила игры, меняются государства и общества, и Энциклопедия, особенно в ее электронной форме, призвана облегчить получение эмпирически обоснованного диагноза происходящего.
х х х
Итак, проект "Политический атлас современности" продолжается, в нем открываются новые исследовательские грани и проблемные поля. "Полис" будет и впредь знакомить своих читателей с результатами исследований.
____________________________________
Мельвиль А.Ю. 2006. "Политический атлас современности": замысел и общие теоретико-методологические контуры проекта. - Полис, № 5.
Мельвиль А.Ю., Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю., Миронюк М.Г., Полунин Ю.А., Тимофеев И.Н. 2006. Опыт классификации стран. - Полис, № 5.
Мельвиль А.Ю., Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю. и др. 2008. Как измерять и сравнивать уровни демократического развития в разных странах? (По материалам исследовательского проекта "Политический атлас современности"). Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. М.: МГИМО - Университет.
Миронюк М.Г., Тимофеев И.Н., Ваславский Я.И. 2006. Универсальные сравнения с использованием количественных методов анализа (Обзор прецедентов). - Полис, № 5.
Политический атлас современности. Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств. 2007. М.: МГИМО.