СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭВОЛЮЦИИ?

М.М. Ильин

ИЛЬИН Михаил Васильевич, доктор политических наук,
заведующий кафедрой сравнительной политологии МГИМО МИД России,
руководитель Центра перспективных методологий социально-гуманитарных исследований ИНИОН РАН.

В пионерской работе об общих принципах и законах макроэволюции в природе и обществе [Гринин, Марков, Коротаев 2008] дан весьма полный и содержательный обзор соответствующих концепций, идей и научных направлений. В развитие проделанного авторами исследования можно было бы предложить взглянуть на соотношение биологической и социальной эволюции под несколько новым углом зрения. Предлагается вырваться за пределы задаваемого самой формулой биологическое versus социальное разграничения и противопоставления биологических организмов и человеческих сообществ. Это, в частности, предполагает критику и преодоление господствующей в нашем мышлении метафорики.

Метафора общества как организма господствует в общественной мысли со времен римского сенатора Менения Агриппы Ланата (Agrippa Menenius Lanatus). Как известно из сообщений Тита Ливия (Ab Urbe condita libri: II. 16, 32, 33) и Плутарха (Bioi parallèloi. Γαιος Μαρκιοσ, VI), во время беспорядков 494 г. до н.э. Менений убедил бунтующий плебс, что сенат, патриции и консулы важны для благополучия всего римского народа и каждой из его частей. При этом он сравнивал различные социальные и политические роли с органами тела, как это живо описано буквально в первой же сцене шекспировского «Кориолана». С тех пор эта метафора широко использовалась для концептуализации разного рода политий как живых существ. Ярчайший пример – гоббсовский Левиафан. Метафора даже терминологизировалась, дав выражения body politic, corps politique etc.

В современной науке установление аналогий между организмами и социальными системами осуществляется за счет таких общих характеристик, как автопойэзис, или ‘самотворение’ [Maturana & Varela 1980; Луман 1991; Матурана 1995; Матурана и Варела 2001], а также эквифинальность, или способность достигать искомого состояния независимо от помех [Bertalanffy 1968]. Действительно, архетипами эквифинальных и автопоэтических систем являются живые организмы, обладающие программой самоосуществления (генотипом) и целесообразным поведением.

Более убедительно, однако, искать архетипические структуры самоорганизации на уровне не организма, а клетки, одноклеточного организма. Логика взаимодействия функций на уровне клетки, может быть распространена на организмы, экосистемы и даже на человеческие сообщества и создаваемые ими искусственные системы [Miller 1978]. Однако мне приходилось уже отмечать: «Функциональная модель Миллера могла бы с успехом применяться для описания политий, если бы не механическое перенесение 19 субсистем на 7 уровней организации ‘живущих систем’, что позволяет обеспечить редукцию культурной или политической сложности к базовым отношениям и функциям, возникающим уже на уровне клетки. Тем самым Миллер смотрит на организацию жизни с точки зрения базово необходимого минимума, вынося за скобки все те качественные новации, которые приносит восхождение по уровням организации. Это тем более справедливо по отношению к хронополитическим уровням сложности политических систем» [Ильин 1995: 74].

В конечном счете, тщательный критический анализ даже наиболее удачных примеров использования метафоры ‘организм = общество’ от Томаса Гоббса до Джеймса Миллера подтверждает, что эта метафора обманчива. Все сходства между организмом и обществом [Hallpike 1986: 33] всего лишь общие системные, в лучшем случае кибернетические свойства. Куда более подходящей биологической аналогией для человеческого сообщества является природное ‘сообщество’ в виде экосистем [1] или биогеоценозов [2] .

Для совокупного обозначения как человеческих, так и природных сообществ было бы уместно использовать слово ойкос (от греческого οικος – ‘домохозяйство’, кстати, тот же корень, что в русском слове весь). Соответственно для совокупного обозначения образующих эти сообщества ‘существ’ здесь и далее будет использоваться слово (инди)вид.

Аналогия между экосистемой и обществом, как и всякая другая, безусловно ‘хромает’. Она, пожалуй, будет более уместна для геополитических систем, то есть политий вписанных в географическую, а фактически в биосферно-ноосферную среду. Взятая же в своей аналитической обособленности полития предстает как чисто кибернетический артефакт. Являясь информационными системами per se, ориентированными на качественную оценку информации, на ее смысл, политии нуждаются в веществе и энергии фактически только как в субстрате, носителе своей информационной деятельности.

В самом общем виде различие между природой и обществом, между биосферой и ноосферой можно свести к философскому различению реальности и действительности. Это противопоставление имеет не только философское и научное выражение – оно лежит в основе обыденного языка и фундаментальных, спонтанно действующих начал мысли. Обыденный язык (точнее, многие новоевропейские языки) отличает вещную реальность (от лат. res –‘вещь’) и, соответственно, reality, realité, die Realität, etc. от энергийной действительности actuality, actualité, etc. (от лат. actio – ‘действие’), die Wirklichkeit (от wirken – ‘действовать’) [3] .

Антитеза действительности и реальности является фундаментальной пресуппозицией современного научного знания и лежит в основе информационно-энергийной онтологии человеческого мира, представленной, например, Т.Парсонсом в виде модели социальной системы [Parsons 1966]. Так он назвал целостный человеческий мир, ограничивая его двумя запредельностями: физико-органической средой (physical - organic environment) и так наз. ‘Конечной Реальностью’ (‘Ultimate Reality’). Социальную систему пронизывают два структурообразующих и взаимодополняющих ‘кибернетических’ параметра: энергетическое нарастание контролирующих факторов (hierarchy of controlling factors) в сторону физико-органической среды и информационное нарастание обуславливающих факторов (hierarchy of conditioning factors) в сторону ‘Конечной Реальности’ [схему см. Parsons 1966: 28].

Можно раздвинуть границы парсонсовского континуума, чтобы он охватил и живую часть физико-органической реальности. Тогда внутри природного сегмента континуума также выявятся противонаправленные нарастания энергетического и информационного факторов. Это позволяет разглядеть параллельное существование разных по степени вещной и деятельной нагруженности ойкосов и включенных в них (инди)видов.

Сохранение биологических аналогий при их переакцентировке с материально-энергетического плана на информационный позволяет определить политию как целостный и самопрограммирующийся носитель обобщенных возможностей целедостижения, как самоподдерживающуюся и самоорганизующуюся информационную систему, в которой функционально взаимосвязаны друг с другом источники и приемники информации (институционализованные ролевые комплексы), материально-энергетические ресурсы коммуникации, включающие человеческие организмы и их биопсихологические возможности, а также структуры обмена веществом, энергией и информацией с образованиями внутренней внешней среды.

Что может быть подходящей аналогией для биологического вида? Можно предположить, что это – социальная роль: «Единицами, образующими социальные системы, являются роли» [Almond & Powell 1966: 21]. Иными словами человечество одновременно и биологический вид, и социальная система или ойкос. Данное обстоятельство объясняет двусмысленность различения биологической и социальной эволюции. Более четкое различение, вероятно, можно было бы провести между эволюцией (инди)видов и ойкосов. Тут возникают возможности отчетливо зафиксировать основания для различения. Однако систематически подобное различение, насколько мне известно, пока не проводилось ни в общественных, ни в биологических науках.

Таким образом ключевая мысль данных заметок заключается в том, что различать можно и нужно не только биологическую и социальную эволюцию, но также эволюцию (инди)видов и ойкосов любых разновидностей от простейших биоценозов до мировой системы государств. И те, и другие присутствуют и в телесной реальности природы, и в коммуникативной действительности человечества. Да и само различение реальности и действительности при всей его важности не может отменить того факта, что в биосфере эволюционируют как виды, так и экосистемы, а в ноосфере – социальные роли людей и человеческие сообщества.

Можно предположить, что (инди)вид и ойкос эволюционируют по-разному. Для первого, возможно, характерно использование «дарвиновский» логики с естественным отбором, а для второго – «ламарковской» с логикой стихийной адаптации экосистем и ее более рационализованной версией сознательного сохранения и использования приобретенных свойств и возможностей.

Для проверки данного предположения желательно попытаться сравнить четыре различных объекта изучения. В линии ‘существ’ или (инди)видов это организмы или, точнее, биологические виды, а также типы человеческих ролей. В линии ‘сообществ’ или ойкосов – это разновидности экосистем и типы человеческих сообществ. У каждого из этих объектов свои способы, возможности и пределы (закономерности) развития. Систематическое сопоставление могло бы позволить выявить, как сходства, так и различия в их эволюции. При этом потребуется решить важную методологическую задачу – при сравнении (инди)видов максимально элиминировать эффекты развития ойкоса, а при сравнении ойкосов – эффекты индивидуального развития. Эта задача тем более трудна, что фактически (инди)виды и ойкосы эволюционируют, вероятно, согласованно, в единых ритмах.

Рациональное зерно предлагаемого здесь подхода заключается в попытке очертить возможности и пределы изучения четырех объектов различной природы. Однако эти объекты связаны попарно как сходствами, так и контрастами. Эти сходства и контрасты создаются двумя измерениями. Одно связано с континуумом вещности – деятельностности и соответствует традиционному различению биологического и социального. Второе не менее важно. Оно связано с различением в природе и в обществе базовых единиц и их комплексов, элементов и систем.

На вынесенный в заголовок вопрос можно ответить следующим образом. Общие принципы развития могут быть сформулированы на языке философии и системной теории. Эти принципы вряд ли можно прямо использовать при конкретном анализе тех или иных примеров эволюции, развития, трансформации, изменений. В зависимости от степени детализации изучения тех или иных объектов исследования потребуется выработать специфические инструменты анализа, основанные на соответствующих закономерностях. Однако каждой из таких специфических закономерностей будет в определенной мере соответствовать другая закономерность, симметричная по одному из предложенных здесь измерений и во многом аналогичная первой.

_______________________________

Гринин Л.Е., Марков А.В., Коротаев А.В. 2008. Макроэволюция в живой природе и обществе. М.: УРСС.

Ильин М.В. 1995. Очерки хронополитической типологии. Часть первая. Основания хронополитики. М.: МГИМО.

Луман Н. 1991. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества. – Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика. М.

Матурана У. 1995. Биология познания. – Язык и интеллект. М.

Матурана У., Варела Ф. 2001. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. М.

Реймерс Н.Ф. 1988. Основные биологические понятия и термины. М.

Almond G. & Powell G. 1966. Comparative Politics: A Developmental Approach. Boston: Little, Brown & Co.

Bertalanffy L. von. 1968. General Systems Theory. N.Y.

Hallpike C.P. 1986. Principles of Social Evolution. Oxford: Clarendon.

Maturana H. & Varela F. 1980. Autopoiesis and Cognition: The Realization of the Living. Dordrecht.

Miller J.G. 1978. Living Systems. N.Y.

Parsons T. 1966. Societies. Evolutionary and Comparative Perspective. Englewood Cliffs.



[1] «... единый природный или природно-антропогенный комплекс (функциональное целое), образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ-2 и распределением потоков энергии» [Реймерс 1988: 305].

[2] «... эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся однородная природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их абиотическая среда, характеризующаяся самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока энергии, приходящей от Солнца» [Реймерс 1988: 38].

[3] Ср. также англ. actual facts – ‘подлинные, действительные факты’. Последнее выражение избыточно, ‘тавтологично’, его дословный смысл – ‘действительные дела’, поскольку само слово факт происходит от латинского factum, субстантивированного причастия от глагола facere – ‘делать, творить’.