№ 4 - 2014
Работяжев Н.В.

Между традицией и утопией: левый консерватизм в России


Общепринято представление, что социализм и консерватизм – диаметрально противоположные мировоззрения. Тем не менее, в России существует крупная политическая организация – КПРФ – в идеологии которой соединены левые и правые, коммунистические и традиционные ценности. Поэтому эту партию можно рассматривать как носительницу левого (социального) консерватизма. Чтобы понять, как стал возможен подобный синтез правого и левого, автор делает экскурс в историю, демонстрируя, что консерватизм и социализм имели точки соприкосновения задолго до создания КПРФ. В XIX в. ни социалисты, ни консерваторы не принимали либеральную цивилизацию с ее индивидуализмом и рационализмом. Как славянофилы, так и радикалы-народники противопоставляли миру капиталистического модерна ценности русской крестьянской общины. Духовными предшественниками современного российского левого консерватизма можно считать “национал-большевизм” Н. Устрялова, евразийство, а также коммунистическое “неославянофильство” 1970 х годов. Все эти течения мысли утверждали, что Октябрьская революция 1917 г. и коммунизм являются не разрывом с российской традицией, но, напротив, ее продолжением. После восстановления в 1993 г. Компартии РФ левый консерватизм стал доминирующим в ее руководстве мировоззрением. Лидер партии Г. Зюганов в середине 1990 х годов провел масштабную ревизию ее идеологии, стремясь синтезировать коммунистические представления с государственно-патриотическими, марксизм – со взглядами русских консервативных философов (Н. Данилевского, К. Леонтьева и др.). Зюганов доказывал, что Россия – это самобытная цивилизация, отличная от западной. Российская традиция, согласно Зюганову, носит общинно-коллективистский (соборный) и этатистский характер. Поэтому социализм вполне органичен для России, а советская традиция тождественна российской. Задача же КПРФ, с точки зрения Зюганова, состоит в соединении “красного” идеала социальной справедливости с “белым” идеалом сильной национальной государственности. На основе анализа идеологии КПРФ автор делает вывод, что, хотя в левом консерватизме российских коммунистов и присутствуют элементы аутентичного консерватизма, по ряду параметров он ближе не к консервативной, а реакционной мысли.