№ 4 - 2014
Кокошин А.А.
Некоторые макроструктурные изменения в системе мировой политики. Тенденции на 2020-2030-е годы
По мнению автора, нарастающая макроструктурная трансформация системы мировой политики связана прежде всего с новой ролью отдельных ее субъектов в лице государств (государств-наций). Значение негосударственных акторов возросло, но оно не достигло того уровня, который позволял бы им оттеснить на второй план роль государств как главных структурных элементов мировой политики. Принципиально новой ареной для государственных и негосударственных акторов системы мировой политики становится киберпространство. Это сегодня неотъемлемая часть, весьма специфическая сфера деятельности и среда, которая имеет относительно автономным характер. “Центр гравитации” системы мировой политики все заметнее смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), где “локомотивом” изменений становится в первую очередь Китайская Народная Республика. Кокошин подробно анализирует основные направления развития Китая в сферах экономики, политики и обеспечения безопасности. КНР самым серьезным образом претендует на роль “второй сверхдержавы” системы мировой политики ближайших нескольких десятилетий. Обретя немалую экономическую мощь, а на ее основе современные, хорошо оснащенные вооруженные силы, Китай все решительнее утверждает свою международную роль и фиксирует зону своих приоритетных интересов. Автор считает, что после 1990 х годов – периода открытого доминирования Соединенных Штатов в мировой экономике и мировой политике – наблюдается эрозия положения США как единственной сверхдержавы. На этом фоне среди важнейших, центральных интересов России оказывается обеспечение высоких темпов роста национальной экономики, прежде всего за счет радикального изменения ее структуры в пользу развития наукоемкой, высокотехнологической промышленности. Исследователь делает вывод, что роль России в глобальной экономике, в органах “глобального управления”, начиная с “Группы двадцати”, в среднесрочной и долгосрочной перспективе в значительной мере будет определяться степенью успеха по развитию реинтеграционных процессов в рамках СНГ.