№ 4 - 2014
Третьяков В.Т.

Будущий виртуальный коммунизм и гипновидение: о массовом телевидении и массовой политике


Современное телевидение – это телевидение для масс, или массовое телевидение. Оно вписано в систему массовой культуры; оно – главный ее ретранслятор и один из главных создателей (даже можно сказать – творцов). В массовом обществе царит телевера (медиавера) – масштабный, фактически глобальный, квазирелигиозный языческий культ. То есть мы имеем дело с массовой верой, одно из главнейших свойств которой – фантомобразующая функция телевидения. Массовая виртуализация жизни – следствие реализации этой функции в круглосуточной и повседневной деятельности телевидения, одна из самых массовых (тотальных) систем (и сетей) мира. Массовое общество есть общество массового потребления, идеал и нереализуемая цель которого – всеобщий (массовый) гедонизм. Телевидение есть СМИ эпохи массового потребления и гедонизма, которые не сводятся к вещному потреблению, но предполагают и культурный гедонизм, т.е. общество массового развлечения как развлечений для масс и в формате массовых развлечений. Массовая культура, получившая возможность непрерывного циркулирования по информационным и прежде всего телевизионным каналам, с неизбежностью приходит к формату карнавала – самого массового из всех известных и возможных видов развлечений. Возникла и развивается посттелевизионная, или сетевая, демократия. Естественно, она складывается как тотальная, но уже не авторитарная, а тоталитарная.