№ 5 - 2012
От редакции

Представляю номер


Дорогой Читатель! Вы держите в руках необычный номер «Полиса». Почти три четверти полос этой книжки – это специальная подборка, посвященная десятилетию Мирового общественного форума «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ». Именно на символическом рубеже тысячелетий особенно рельефно обозначилась непривлекательность и тупиковость версии неолиберального проекта, претендующей на универсальность западных ценностей и исходящей из экономического редукционизма. Именно в начале нового века критически возросла опасность истощения ресурсов, катастрофической деградации окружающей среды, международного терроризма и столкновения цивилизаций. Надо было понять, как жить в период «после» – после «конца истории», после господства унылого постмодернизма и дефрагментации общества. В лексикон креативных умов человечества вошло понятие цивилизационного дискурса. На его основе ключевые глобальные акторы и должны по идее найти «диалогический консенсус» (термин Джанни Ваттимо, «После христианства»). В поисках такого консенсуса десять лет назад собрался первый Родосский форум, поставивший задачу выстраивания цивилизационного дискурса. Как избежать конфликтов, порождаемых «отбойным течением» – реакцией этнической и религиозной самобытности на процесс глобализации, нивелирующий ценности? А если охранять нестандартность и плюрализм ценностей, то можно ли их органично совместить друг с другом на базе равноправия и взаимоуважения культур? Как преодолеть ограниченность представлений Гердера о цивилизациях как об игроках, строящих взаимоотношения на основе конфликта интересов, как выйти за рамки фукуямовского пророчества о «конце истории» и хантингтоновской формулы фатальной предопределенности цивилизационного «клэша»? Как уйти от антиномии локального и глобального? Меняются ли базовые критерии идентичности в век глобализации? Крайне интересные рассуждения, связанные с этими вопросами, читатель найдет в статьях президента-основателя Мирового общественного форума, политолога Владимира Якунина «Диалог цивилизаций для построения мирных и инклюзивных обществ» и одного из старейших его участников, голландского профессора Эрика Де Фреде «Культура, цивилизация и идентичность». Как обычно глубока по сути и изысканна по форме мысль Александра Неклессы в эссе «Северная Ромея». Автор анализирует различные мироустроительные программы «странствующей цивилизации», которые вступают в сложный, чреватый конфликтами диалог. Он рисует образ цивилизации-ойкумены, запечатленный в архетипе вечного Рима – «кочующей империи», преодолевающей конфессиональные, этнические и географические пределы. Под воздействием культурно-исторического наследия Второго Рима – Византии, складывалась идентичность России как Третьего Рима, впитавшая также дух экстремальности, столь характерный для перманентно пограничных территорий, и психологию «людей пути», их склонность к неформальности отношений. В этом же блоке «Темы номера» Исполнительный директор Форума Владимир Куликов анализирует деятельность МОФ за десятилетие, в течение которого утвердился формат диалога как практической основы для согласования целей и интересов большинства участников мирового развития. Безусловная доминанта рубрики, посвященной космополитизму, да и всего номера – эссе блестящего Ульриха Бека «Живя в мировом обществе риска и считаясь ним. Космополитический поворот», по-моему, своего рода шедевр живого классика политической социологии, который в рекламе не нуждается. С лекцией Бека полемизирует (или, вернее, диалогически сопряжена) статья сопредседателя МОФ «Диалог цивилизаций» Фреда Дальмайра с говорящим названием «Космополитизм: в поисках космоса». В ней он пытается разобраться в путанице, с какой бывает сопряжено употребление термина «космополитизм», Обратив внимание на дилемму сущего/должного, традиционно осложняющую использование исследуемого термина в его нормативистской трактовке, ученый анализирует проблему реального взаимодействия, взаимовлияния людей. Предмет дискуссии весьма актуален: недаром мы все чаще говорим о появлении Всечеловека, который, конечно же, любит свою малую родину, но способен чувствовать себя в равной мере комфортно, «как дома», bei sich, в любой точке земного шара. Статьи рубрики прекрасно дополнены контрапунктом академика Валерия Тишкова «О главных акторах цивилизационного диалога», в котором подчеркивается культурное и языковое разнообразие современных наций. Обещанный читателю сюрприз – эксклюзивное интервью, которое дал журналу Далай-лама XIV в своей гималайской резиденции в Дхарамсале (с послесловием Ирины Колосовой). Духовный лидер тибетских буддистов рассказывает о диалогичности и сущностном единстве религий, о миссии священноначалия и секретах медитации. Религиовед Андрей Зубов пишет о своеобразии западной религиозности в системной типологии духовного опыта; социолог Ирина Каргина анализирует растущее доминирование «южной», неевропейской ветви христианства. Любители теории оценят статью Татьяны Алексеевой о понятии «стратегическая культура», а из концептуального материала Леонида Сморгунова узнают о феномене лиминальности – политического «между» – в современной политике. Политические географы Владимир Колосов и Мария Зотова описывают геополитическое видение россиян, отвечая на вопрос: почему в глазах наших граждан Россия не Европа? И еще об одном важном событии, мимо которого нельзя пройти. В июле в Мадриде прошел 22-й Всемирный конгресс политологов, организованный Международной ассоциацией политической науки. В его работе приняли участие более трех тысяч политологов, среди них свыше 60 российских ученых. Совет МАПН избрал президента – Хелен Милнер из США, вице-президентами избраны японец Аидзи Танака, и Тереза Сасиньска-Клас из Польши, а также бывший главный редактор нашего журнала Михаил Ильин, представляющий РАПН. Несомненный «плюс» для репутации «Полиса». От души поздравляем коллегу–«полисовца»! С.В.Чугров