№ 4 - 2010
Федоров А.В.

Образы холодной войны: проекция политики противостояния на экране


Отечественный кинематограф год за годом создавал на экране образ враждебной Америки и Западного мира в целом, где в городах «желтого дьявола» торжествует дух алчности, ненависти, расизма, милитаризма, коррупции, разврата, унижения достоинства простых трудящихся и т.п. Иногда в качестве литературной основы для такого рода экранизаций выбирались романы классиков американского критического реализма. Но чаще разоблачительные сюжеты сочинялись просто на ходу. Главная задача была в том, чтобы внушить зрителям мысль об ужасах и пороках неотвратимо загнивающего Запада. С другой стороны на Западе – с точностью до наоборот - десятилетиями лепился образ враждебной, агрессивной, вооруженной до зубов, но во всем остальном экономически отсталой тоталитарной России – с холодными заснеженными просторами, нищим населением, которое жестоко угнетают злобные и коварные коммунисты, погрязшие в коррупции и разврате. Главная задача была аналогичной - внушить западным зрителям мысль об ужасах и пороках неотвратимо загнивающей России…