№ 3 - 2010
Мишанова Е.В.

Проблема операционализации идеологического поля в контент-аналитических исследованиях


Работа посвящена частной проблеме исследования идеологий – способам построения категориальной схемы при количественном анализе текста. На примерах конкретных эмпирических исследований анализируются достоинства и недостатки различных подходов, использующих метод контент-анализа для изучения идеологий. В качестве наиболее продуктивного представляется метод выделения различных шкал для измерения идеологии, недостатком которого является однако одномерность применяемых шкал. В работе предложена исследовательская схема, основанная на трех идеологических измерениях, благодаря чему возможно достаточно полно описывать идеологический спектр во всем его многообразии. В качестве примера использования данной схемы категорий в статье приводятся результаты анализа публикаций в российских газетах второй половины 1990-х годов, целью которого было изучение процесса смены идеологической парадигмы, получившего название консервативного сдвига.