№ 3 - 2007
Пшизова С.Н.

Политика как бизнес: российская версия (II)


Во второй части статьи рассматриваются предпосылки формирования и особенности внеэлекторального политического рынка. В отличие от пространства функционирования публичных представительных институтов, которое на протяжении большей части XX века было заполнено идеологическими и социальными идентификациями, система функционального представительства, связанная с деятельностью групп давления, изначально базировалась на принципах прагматического обмена и рыночной конкуренции. Соответствие этих принципов идее плюралистической демократии вызывает серьезные сомнения. Между тем сегодня на фоне повсеместной экспансии функционального представительства, по мнению автора, отмечается сближение принципов функционирования электорального и внеэлекторального пространств политического взамодействия, что создает условия для формировани целостной рыночно ориентированной политической сферы. Маркетизация политики стимулирует профессионализацию политической деятельности и изменение функций традиционных демократических институтов, одновременно поощряя культивирование бизнес-стратегий всеми основными акторами. В российском (радикальной) версии это означает, что реальное распределение общественных ресурсов перемещается в сферу функционального представительства, а электоральный процесс приобретает черты политического спектакля, тщательно режиссируемого профессионалами.