№ 2 - 2007
Пшизова С.Н.

Политика как бизнес: российская версия (I)


Следствием крушения социализма, оказавшегося неэффективным в соревновании с либеральными демократиями Запада, стало разделение мира на «символический центр» и «символическую периферию». Стремление воспроизвести привлекательный западный образец было чуть ли не важнейшим стимулом демократических реформ в посткоммунистических странах. Однако в ходе внедрения в политическую практику западные политические формы утратили свое либерально-демократическое содержание. В России некогда продекларированное стремление к выстраиванию демократических институтов сегодня означает лишь имитацию западных образцов, которая сопровождается утверждением совершенно новых практик. Отношение к политике как к бизнесу, характерное для всех основных участников российского политического процесса, трактуется автором как проявление фундаментального процесса маркетизации политической сферы. В первой части статьи, публикуемой в этом номере, представлен анализ эволюции электорального рынка как одной из предпосылок превращения политического рынка в механизм соединения политического спроса и предложения.