№ 4 - 2006
Белоусов А.Б.

Дискретная модель лоббистской коммуникации


Статья посвящена презентации нового методологического подхода к исследованию коммуникационной специфики лоббизма. Подвергнув критике доминирующие сегодня представления о лоббистской коммуникации как о воздействии групп интересов на власть, автор показывает, что процесс лоббирования имеет гораздо более сложный и дифференцированный характер и предполагает не однонаправленное влияние, а множество коммуникативных трансакций. Учесть эту специфику лоббизма, по его мнению, позволяет дискретная модель лоббистской коммуникации, учитывающая возможность активного поведения власти, т.е. трактующая лоббизм как процесс взаимовлияния и взаимодействия. Использовав в качестве методологической основы модель коммуникационной системы, разработанную К.Шенноном и В.Уивером, автор анализирует различные аспекты лоббизма, такие как конфликт интересов, включение в лоббистскую коммуникацию дополнительных акторов и формирование лоббистских цепочек, стимулирование лоббистской активности и многие другие.