№ 4 - 2006
Трахтенберг А.Д.
Дискурсивный анализ массовой коммуникации и парадоксы левого сознания
Статья посвящена критике современных подходов к дискурсивному анализу массовой коммуникации. Автор показывает, что при дискурс-анализе СМИ используется либо слишком мелкая, либо слишком крупная оптика, и в результате вместо исследования средств массовой информации как политического, социального и культурного феномена мы получаем либо набор «примеров», демонстрирующих, как медиа осуществляют натурализацию идеологии и оперируют с доминантным дискурсом, либо общую картину «дискурсивной тотальности», в которой СМИ – лишь один из элементов контекста. По заключению автора, в современной коммуникативистике доминирует «мелкая оптика», что порождает предметный анархизм при полном методологическом консенсусе, который и служит главным критерием правильности отдельно взятой аналитической процедуры и истинности полученных выводов.