№ 2 - 2004
Печерская Н.В.

Знать или называть: метафора как когнитивный ресурс социального знания


В статье предпринята попытка проанализировать социальный дискурс сквозь призму метафоры, понимаемой не только как средство описания, но как способ создания социального знания. Предметом обсуждения в ней является не метафора per se, но метафора как альтернативная логика производства социального знания, как когнитивный ресурс, который, с одной стороны, определяет и цементирует научные парадигмы, а с другой – задает вектор инноваций в познании человеком себя и окружающего мира. Отталкиваясь от идей, высказанных инициаторами «лингвистического поворота» в социальных науках, автор показывает, что метафора есть способ конструирования недостающих языку значений: разрушая привычные представления о действительности, она заставляет по-иному посмотреть на связь между элементами, вписать наше понимание в новый фрейм восприятия. При этом, как отмечает автор, метафора не только актуализирует, но и создает смысл. В метафорическом высказывании возникает новое когнитивное содержание, не сводимое к общепринятому.