№ 6 - 2003
Капустин Б.Г.

К понятию политического насилия


На основе последовательного и критического рассмотрения важнейших подходов к пониманию насилия в современной политико-философской литературе автор пытается обосновать ряд положений, которые видятся ему ядром теории политического насилия. Согласно его концепции, политика есть исторически конкретное отношение разума и насилия, и именно потому она представляет собой конфликт и никогда "окончательно" не разрешимое противоречие. Это противоречие, считает автор, заключается не в том, что разум оборачивается насилием и неотделим от насилия, но в том, что насилие господствующего разума может порождать разумное насилие сопротивления. По его убеждению, конфликт "разумного насилия господства" и "разумного насилия сопротивления" – это, в первую очередь, спор о том, что есть, вернее, что должно считать разумом и, следовательно, что должно считать насилием. В противоположных перспективах господства и сопротивления, доказывает он, разум и насилие получат разные определения, "истинность" которых может быть выявлена только политической победой одной из сторон. И созерцание, и наука лишь post factum санкционируют победу одного из видов разума, "переплетенного" с соответствующим видом насилия, и эта победа оказывается представлена в качестве "защиты закона и порядка" как таковых, или "легитимного насилия".