№ 5 - 2002
Коктыш К.Е.
Социокультурные рамки институционализации политических практик и типы общественного развития (II)
Во второй части статьи, публикуемой в этом номере (первую часть см. “Полис”, 2002, № 4), рассматриваются “протестантский”, “православный” и “буддистский” типы политической архитектуры. Согласно выводам автора, для “протестантской” архитектуры (когда символическая фигура “вождя” первична по отношению к фигуре “шамана”) характерны высокая приспособляемость к нестабильной среде обитания и сбои в случае стабилизации последней. Степень адаптируемости “православной” архитектуры (когда доминирование той либо другой фигуры определяется ситуативно) к средовым изменениям, равно как и ее устойчивости в стабильной среде во многом обуславливается конкретным раскладом сил в соперничестве двух иерархий. “Буддистская” архитектура (когда эти фигуры не взаимодействуют друг с другом и объединены исключительно общей социальной средой обитания) внутренне устойчива как в стабильной, так и в меняющейся среде, а главной ее проблемой является разрыв между нормативным массивом и практиками. Оценить эвристический потенциал предложенной модели позволяет проведенный автором под углом зрения политической архитектуры анализ процессов, происходивших на территории бывшего Советского Союза.