№ 4 - 2002
Коктыш К.Е.
Социокультурные рамки институционализации политических практик и типы общественного развития (I)
В статье рассматриваются внешние - институциональные - механизмы преодоления ценностного кризиса, связанного с маргинализацией, т.е. с утратой социальным объектом субъектности. Отметив, что существующие в обществе политические институты, несмотря на их многообразие, фактически сводятся к двум типам, восходящим к символическим властным фигурам вождя (прообраз исполнительной власти) и шамана (прообраз власти нормативной), автор выделяет (по критерию первичности, т.е. легитимного главенства в имеющихся политических рамках) четыре возможных типа политической архитектуры, или рамочной идентичности, регулирующей динамику социальных процессов: (1) символическая фигура “вождя” первична по отношению к фигуре “шамана”; (2) символическая фигура “шамана” первична по отношению к фигуре “вождя”; (3) доминирование той либо иной фигуры определяется ситуативно под влиянием сложившейся комбинации факторов и (4) эти фигуры не взаимодействуют друг с другом и объединены исключительно общей социальной средой обитания. В первой части статьи, публикуемой в этом номере, подробно рассматривается первый, “католический” тип политической архитектуры. По заключению автора, для него характерны устойчивость при стабильной среде и сложности в адаптации к любым изменениям, которые оказываются чреваты делегитимацией существующего порядка вещей.