№ 3 - 2000
Страхов А.П.

Изучение электорального поведения россиян: социокультурный подход


В статье описывается социокультурный подход в исследовании электорального поведения, а также рассматриваются возможности его применения в избирательных технологиях. Использование социокультурного подхода, как показано в статье, позволяет исследователю проанализировать данную политическую культуру и существующие внутри нее субкультуры под углом зрения ценностно-нормативной системы, лежащей в основе мотивации выбора граждан. В российском обществе автор выделяет три основные субкультурные группы: «традиционалистов», «модернистов» и «центр», - каждая из которых обладает своими социальными, культурными и экономическими характеристиками. Электоральное поведение указанных групп прослеживается и соответствующим образом аттестуется на примере результатов голосования на парламентских и президентских выборах за последние 10 лет. Достоинство социокультурного подхода автор усматривает в обеспечиваемой этим подходом возможности объективного анализа политической ситуации на основании социологических исследований и статистики, указывая в то же время и на опасность переоценки значимости социальных факторов, как и на необходимость, соответственно, учитывать краткосрочные колебания в общественном настроении.